Удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
Условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков
И дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно
Имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных
Персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимают-
Ся словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
Взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при обще-
Нии с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно вы-
Ходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ре-
Бенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для
Понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого,
|
|
Для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к
Их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость
Представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
Которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто-
Янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля-
Ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения
Себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель-
Ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб-
разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;
Совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб-
Ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти,
Внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности
В уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентнос-
Ти, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа
Я ребенка, его детализацией.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала
Игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимо-
Действие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и
Интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения
|
|
Детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социаль-
Ные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
Деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлека-
Тельными, чем другие. При распределении ролей могут возникать кон-
Фликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается
Организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается
Кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания
Выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей
В играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст на-
Иболее активного рисования. В течение года дети способны создать до
Двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержа-
Нию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и
Иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой
Схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться