Преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе

Предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только

Объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную

Активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжа-

Ет развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приоб-

Ретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия

94 95

Окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых,

Ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенству-

Ется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, ко-

Торый начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они

Осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить

Сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым

Используют практически все части речи. Активный словарь достигает

Примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения

Ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые

Виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия,

Которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реаль-

Ности. В середине третьего года жизни широко используются действия

С предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено

Тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить

Какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде

«головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые

ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:

Осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; раз-

Личать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонемати-

Ческий слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка,

Но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее

Особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про-

Блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-

Образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности

ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, им-

Пульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко

Заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот

Период начинает складываться и произвольность поведения. Она обус-

Ловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются

Чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосо-

Знания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст

Завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного

Человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис

Часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,

Упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может про-

Должаться от нескольких месяцев до двух лет.

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейно-

Го круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится

Для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной об-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: