Дение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи

Ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые

Словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом

Дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Про-

Должает развиваться также их половая идентификация, что проявляется

В характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляют-

Ся ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают

Отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игро-

Вые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису-

Нок становится предметным и детализированным. Графическое изображение

Человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда

Одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобрази-

Тельной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигу-

Ры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 дета-

Лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу,

а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изме-

Нениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, коорди-

Нация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольни-

Ки, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится

Более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на кото-

Рую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах

Простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети

Способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — ве-

Личине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предме-

Тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны

Принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут вы-

Учить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны исполь-

Зовать простые схематизированные изображения для решения неслож-

Ных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные

Задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного рас-

Положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их

Взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого

наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразова-

Ние образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены

Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, ес-

Ли им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков

Из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,

98 99

Большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких боль-

Ше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его осо-

Бенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоя-

Тельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступ-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: