Ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые
Словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом
Дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Про-
Должает развиваться также их половая идентификация, что проявляется
В характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляют-
Ся ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают
Отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игро-
Вые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису-
Нок становится предметным и детализированным. Графическое изображение
Человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда
|
|
Одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобрази-
Тельной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигу-
Ры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 дета-
Лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу,
а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изме-
Нениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, коорди-
Нация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольни-
Ки, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.
Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится
Более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на кото-
Рую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах
Простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети
Способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — ве-
Личине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предме-
Тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны
Принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут вы-
Учить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны исполь-
|
|
Зовать простые схематизированные изображения для решения неслож-
Ных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные
Задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного рас-
Положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их
Взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого
наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразова-
Ние образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены
Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, ес-
Ли им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков
Из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,
98 99
Большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких боль-
Ше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его осо-
Бенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоя-
Тельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступ-