Алистов, работающих с ребенком. Например, работу логопеда по разви-

Тию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных

Функций.

Эффективным условием реализации инклюзивного образователь-

Ного процесса является организация предметно-развивающей среды,

Стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности

Ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;

• комфортность;

• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;

• вариативность;

• информативность.

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимо-

Действие с другими детьми в микрогруппах, что способствует форми-

Рованию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги

Способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организа-

Цию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого

Можно использовать дополнительные развивающие программы («Ма-

Ленький исследователь», программы занятий в керамической и столяр-

Ной мастерских, программы по организации проектной деятельности,

Программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Де-

Ти, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодейс-

Твовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совмес-

Тные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах,

Способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого

Учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать

Как познавательные, так и социальные задачи.

Организация взаимодействия в детско-родительских группах пред-

Ставляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включаю-

Щие в себя игры, творческие, музыкальные занятия. Эти занятия ведут

Специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,

Музыкальный руководитель. В ходе взаимодействия специалисты прояв-

Ляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктив-

Ные способы поведения, оказывают информационную поддержку родите-

Лям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях,

Пении, изобразительной деятельности и этим, с одной стороны помогают

Детям включиться в занятия, а с другой — сами получают эмоциональную

Разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми.

После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить

Волнующие их проблемы, получить информационную и психологичес-

Кую поддержку. Присутствие на занятии нормально развивающихся де-

Тей дает возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться

У них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми

С ОВЗ.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня — важная

Составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмо-

Циональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным

Ритуалом группы и всего сада.

236 237

Мониторинг инклюзивного

Образовательного процесса

Процедур оценки результатов образовательной деятельности ДОО,

Реализующих инклюзивную практику, может быть несколько. Одной из

Таких процедур является оценка соответствия деятельности организации

Целям, задачам и принципам инклюзивного образования.

Критерии эффективности образовательного процесса

В соответствии с принципами инклюзии

№ Критерий Показатели Индикаторы

Реализация индивиду-

Ального подхода

Составление адаптированной

Образовательной программы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: