вследствие органического поражения зрительного анализатора;
• дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является
недоразвитие речи;
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным
Нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органичес-
кого поражения двигательных центров коры головного мозга;
• дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный
Темп формирования высших психических функций, вследствие слабо выра-
женных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
• дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нару-
Шение — органическое поражение головного мозга, обусловливающее на-
рушения высших познавательных процессов;
• дети с нарушениями развития аутистического спектра, представля-
Ющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными
Клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностя-
Ми — нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков,
|
|
Аффективные проблемы становления активных взаимоотношений с ди-
намично меняющейся средой;
• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у кото-
Рых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое,
Интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским це-
Ребральным параличом, слабовидящие с задержкой психического разви-
Тия и др. Степень выраженности нарушений различна, поэтому выделены
Три уровня психического развития детей с комплексными нарушениями,
Что определяет специфику психолого-педагогической работы.
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной
Работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во
Взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации
И средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в част-
Ности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности
Социального опыта, изменению в становлении личности. Наличие первично-
240 241
Го нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития. Каждая
Категория детей с различными психическими, физическими нарушениями
В развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические
Психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей
От другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной
Работы с ними в интеграционном образовательном пространстве.
|
|
Значительную по численности группу детей составляют дети с не-
Резко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонени-
Ями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы
(В. И. Селиверстов, Б. П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо
Парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена
следующими вариантами:
• дети с минимальными нарушениями слуха;
• дети с минимальными нарушениями зрения, том числе с косоглази-
ем и амблиопией;
• дети с нарушениями речи (дислалия, минимальные дизартрические
Расстройства, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахила-
Лия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения
фонематического восприятия);
• дети с легкой задержкой психического развития (конституциональ-
ной, соматогенной, психогенной);
• педагогически запущенные дети;
• дети — носители негативных психических состояний (утомляемость,
Психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна,