Нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие

вследствие органического поражения зрительного анализатора;

• дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является

недоразвитие речи;

• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным

Нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органичес-

кого поражения двигательных центров коры головного мозга;

• дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный

Темп формирования высших психических функций, вследствие слабо выра-

женных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

• дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нару-

Шение — органическое поражение головного мозга, обусловливающее на-

рушения высших познавательных процессов;

• дети с нарушениями развития аутистического спектра, представля-

Ющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными

Клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностя-

Ми — нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков,

Аффективные проблемы становления активных взаимоотношений с ди-

намично меняющейся средой;

• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у кото-

Рых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое,

Интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским це-

Ребральным параличом, слабовидящие с задержкой психического разви-

Тия и др. Степень выраженности нарушений различна, поэтому выделены

Три уровня психического развития детей с комплексными нарушениями,

Что определяет специфику психолого-педагогической работы.

Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной

Работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во

Взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации

И средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в част-

Ности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности

Социального опыта, изменению в становлении личности. Наличие первично-

240 241

Го нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития. Каждая

Категория детей с различными психическими, физическими нарушениями

В развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические

Психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей

От другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной

Работы с ними в интеграционном образовательном пространстве.

Значительную по численности группу детей составляют дети с не-

Резко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонени-

Ями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы

(В. И. Селиверстов, Б. П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо

Парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена

следующими вариантами:

• дети с минимальными нарушениями слуха;

• дети с минимальными нарушениями зрения, том числе с косоглази-

ем и амблиопией;

• дети с нарушениями речи (дислалия, минимальные дизартрические

Расстройства, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахила-

Лия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения

фонематического восприятия);

• дети с легкой задержкой психического развития (конституциональ-

ной, соматогенной, психогенной);

• педагогически запущенные дети;

• дети — носители негативных психических состояний (утомляемость,

Психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: