Твующих их запросам и рекомендациям психолого-медико-педагогичес-
Кой комиссии. Состав структурных подразделений в разных организаци-
Ях может варьироваться.
Адаптированная
Образовательная программа
Реализация выделенных в адаптированной образовательной про-
Грамме образовательных областей осуществляется с использованием
Утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских
Технологий и практического опыта специалистов. Для составления адап-
Тированной образовательной программы можно использовать «Про-
Грамму воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной не-
Достаточностью» Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина,
Н. Д. Соколовой; «Программу логопедической работы по преодолению
Фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой,
Г. В. Чиркиной, «Программу логопедической работы по преодолению
Общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,
|
|
Т. В. Тумановой, программы ранней педагогической помощи детям с от-
Клонениями в развитии «Маленькие ступеньки», программы дошколь-
Ного образования детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двига-
Тельного аппарата и др.
Организация деятельности групп
Комбинированной направленности
Деятельность группы комбинированной направленности должна со-
четать в себе два организационных подхода:
— в расписании группы должны быть учтены занятия (определены по-
Мещения, время, специалисты), предусмотренные адаптированной образова-
Тельной программой ребенка с ОВЗ — как индивидуальные, так и групповые,
— в расписании группы должны быть учтены групповые занятия,
Реализующие задачи основной образовательной программы.
Режим дня и недели в группе комбинированной направленности для
Разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в ре-
234 235
Жиме полного дня, кто-то только 2–3 дня до обеда). Кому-то могут быть
Противопоказаны определенные формы работы (например, бассейн) — для
Таких детей должны быть предусмотрены другие виды организации их
Активности.
Организация деятельности группы может модифицироваться в соот-
ветствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании
Работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными
Занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными
Занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным
|
|
И неструктурированным обучением. При реализации программ следу-
Ет разрабатывать разные формы активности детей в малых группах и в
Целом в группе, разноуровневые задания, учитывать индивидуальные
Особенности детей.
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации об-
разовательных программ, так и в ходе режимных моментов:
• индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефекто-
логом, педагогом-психологом и другими специалистами ДОО;
• активных действий в специально организованной среде (свободная
Игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях,
прогулка);
• совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,
• приема пищи;
• дневного сна;
• фронтальных занятий;
• организации взаимодействия в детско-родительских группах;
• праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку
Способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строят-
Ся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего
Развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специ-