процессе различных видов деятельности. При планировании работы по
Формированию элементарных математических представлений следует
Продумывать объем программного материала с учетом реальных возмож-
Ностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями),
Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедлен-
Ным темпом усвоения изучаемого материала.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное раз-
Витие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка,
Становления разных видов детской деятельности, на основе овладения
Языком своего народа.
Задачи развития речи:
• формирование структурных компонентов системы языка — фонети-
ческого, лексического, грамматического;
• формирование навыков владения языком в его коммуникативной
Функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диало-
га и монолога;
|
|
• формирование способности к элементарному осознанию явлений
Языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников:
Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу ре-
Чевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей язы-
250 251
Ка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и
Явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают
Слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предпола-
Гает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие
И различение фонологических средств языка; обучение правильному зву-
Копроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овла-
Дение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голо-
Са, темп, ударение, сила голоса, интонация).
Формирование грамматического строя речи. Формирование грамма-
Тического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи
(изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и
Синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие
Диалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (раз-
Говорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения
Детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, разви-
|
|
Вать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в
Разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому,
Объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести
Себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогичес-
Кой речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы
Общения — монолога. умений слушать и понимать связные тексты, пере-
Сказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи,
Обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.
Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе
С детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения опреде-
Ляются существующими связями между различными единицами языка.
Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы
Ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы,
Употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В