но относиться к ним;
• формирование предпосылок и основ экологического мироощуще-
Ния, нравственного отношения к позитивным национальным традициям
и общечеловеческим ценностям;
• формирование умений использовать вербальные средства общения в
Условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте
Различных видов детской деятельности и в свободном общении.
При реализации задач данной образовательной области у детей с
ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего ми-
Ра, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам,
Общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с
Ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.
Освоение детьми с ОВЗ общественного опыта будет значимо при систем-
Ном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе
У ребенка складываются психические новообразования: способность к
Социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпоч-
|
|
Тению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собс-
Твенные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять
Определенное положение в коллективе здоровых сверстников.
Работа по освоению первоначальных представлений социального
Характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему
социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к
другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на разви-
тие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм,
Играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между
Участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным об-
щепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах де-
Ятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений
Должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятель-
Ности: быт, игру, обучение.
В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно
Создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здо-
246 247
Ровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навы-
|
|
Ков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления
О своем здоровье и о средствах его укрепления.
Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиеничес-
ких умений:
• прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, сал-
Феткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность
При приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком,
движением, речью);
• гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и ве-
черние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.);
Пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое
Мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носо-
вым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей;
выражать благодарность за оказываемые виды помощи;
• одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды
Одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок пос-
Ледовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих