Условиях общения, является организация слухоречевой среды в группе
Сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагоги
Группы, родители, другие взрослые и сверстники.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Основная цель — формирование познавательных процессов и спосо-
Бов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе
И обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные про-
Цессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными
Возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия,
Мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие
задачи познавательного развития:
• формирование и совершенствование перцептивных действий;
• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
• развитие внимания, памяти;
• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
|
|
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными
Возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое,
Тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируют-
Ся полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме,
Цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсор-
Ное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождест-
Вления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстра-
Гирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной
Функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря
Ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного ап-
Парата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при
Организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психо-
Физические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в
Способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом
Заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений,
Словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.
При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию
Следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения,
Учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конс-
Труктивной деятельности, направленное на формирование правильного
|
|
Восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мел-
Кой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки
к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения;
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную де-
ятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок
Мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо
Применять различные формы поощрения дошкольников, которым осо-
Бенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП).
Формирование элементарных математических представлений пред-
Полагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавли-
Вать соответствие между различными множествами и элементами мно-
Жеств, ориентироваться во времени и пространстве.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на со-
Хранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от про-