Тема 7.Интеграция экономической науки и экономического образования

Система высшего экономического образования в российских вузах.

Болонский процесс и проблемы высшего экономического образования.Создание системы менеджмента качества экономического образования в ВУЗе. Создание НРА «РейтОР» (рейтинг образовательных ресурсов) и повышение качества высшего экономического образования.Проблема формирования образовательных структур нового типа (корпоративных, университетских комплексов, образовательных холдингов и т. п.).Проблема формирования в России университетов предпринимательского типа. Проблемы современного экономического образования в классических университетах России. Стратегия развития классического университета в современной экономической системе. Формирование инновационной экономики города: роль университета.Формы и тенденции интеграции экономической науки и экономического образования. Кластерное развитие современного общества.Развитие экономической науки на уровне вузов и проблемы материально-организационного обеспечения. Адаптация учебных курсов к достижениям современной экономической науки.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе преподавания дисциплины используются современные образовательные технологии и формы:

· Лекции; практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, семинары, где проводятся дискуссии, тестирование, ролевые и деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций.

· Самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, подготовка к текущему контролю знаний и к зачету.

· Консультирование студентов по вопросам учебного материала, написание тезисов статей, докладов на конференции.

 

 

6. Учебно-методические материалы

6.1.Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

Практические занятия – важная и необходимая форма организации учебного процесса при изучении дисциплины. Она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, учебниками и учебными пособиями, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются навыки экономического мышления и выполнения плановых расчетов, умение использовать имеющуюся информацию для принятия плановых решений по направлениям деятельности предприятия, анализировать производственную ситуацию, определять возможности ее решения.

Практические занятия являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов.

Тема 3. Роль экономической науки в развитии общества.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое наука?

2. Каковы цели и задачи науки?

3. Как обеспечить объективность научного знания?

4. Перечислите основные атрибуты науки?

5. Какие основные функции науки Вам известны? В чем их назначение?

6. Объясните сущность понятий: «истина», «принцип», «гипотеза» «инновация».

7. Какова роль науки в формировании картины мира?

8. Какая главная социальная роль науки в современном обществе?

9.В чем разница между фундаментальными и прикладными науками?

10. В чем специфика научных исследований в экономике?

11. Каковы основные специальности экономических наук?

12. В чем проблема предмета исследования экономической науки?

 

Тема 4.1. Цели, задачи методологии. Классификация методов экономических исследований.

1.Дайте определение терминов «метод» и «методология».

2.Приведите примеры статистико-экономического и монографического методов (на базе конкретных ситуаций):

- средние и относительные величины;

- регрессионно-кореляционный и дисперсионный анализ;

- комплексно-функциональный анализ;

- суммирование относительных показателей.

3.Привидите примеры балансового и экономико-математического методов (на базе конкретных ситуаций):

- анализ исходного уровня явления и процесса;

- балансовые коэффициенты взаимосвязи;

- прием балансовых моделей;

- системно-нормативный прием.

Тема 4.2. Общенаучная и частнонаучная методология.

Перечислите общенаучные методы научных исследований и дайте общую характеристику каждому из них.

Назовите специальные методы научного исследования, определите их значимость и необходимость.

Охарактеризуйте метод экспертных оценок как частный метод научного исследования.

 

Тема 5. Взаимодействие экономики с другими науками

Семинарское занятие в виде круглого стола.

Заполните следующую таблицу.

  Объект Предмет Области взаимодействия
Социология      
Политиология      
Математика      
Психология      
Биология      
География      
История      

 

Обоснуйте взаимосвязь экономикис выше перечисленными науками

Приведите примеры использования достижений выше перечисленных наук в экономических исследованиях.

 

Тема 6. 1.Конкурентоспособность услуг высшего экономического образования в современных условиях.

Дискуссия на тему: «Конкуренция на рынке услуг профессионального образования»

Выносимые на дискуссию вопросы:

1.Социально-экономическая сущность образовательных услуг.

2. «Квазирыночный» характер атрибутов сферы профессионального образования.

3.Особенности конкуренции в сфере профессионального образования.

4.Факторы и механизмы обеспечения конкурентоспособности образовательной организации.

 

Тема 6.2. Проблемы непрерывного экономического образования в современной России: соотношение проблем содержания и организации экономического образования

 

Вопросы для рефератов и эссе:

  • Место и роль университетов в системе непрерывного образования.
  • Непрерывное образование инженерных кадров. Инженеры будущего.
  • Интегрирование технологий электронного обучения в системе непрерывного образования.
  • Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных сфер экономики муниципальных образований и пути их решения.
  • Механизм частно-кластерно-государственного партнерства в непрерывном образовании.
  • Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития
  • Непрерывное образование как национальная проблема;
  • Компетентность как один из основных императивов непрерывного образования;
  • Новая парадигма образования – непрерывное образование. Проблемы методологии и методики непрерывного образования;
  • Технологии и организационные формы непрерывного образования. Обмен международным опытом;
  • Духовно-нравственные, этические и демократические ценности в контексте воспитания в непрерывном образовании;
  • Непрерывное образование в контексте рынка труда и рынка образовательных услуг.

§ Проблемы интеграции экономического и экологического образования и пути их решения;

§ Компетенции и компетентностный подход в современном экономическом образовании.

 

Тема 7. Университеты предпринимательского типа: проблемы и перспективы развития

 

Темы рефератов и эссе

 

Социально-экономическая сущность предпринимательства в свете современных экономических теорий.

Предпосылки формирования и развития предпринимательства в сфере высшего образования.

Специфика вузовского предпринимательства в условиях рыночных отношений.

Понятие, структура и оценка предпринимательского потенциала вуза.

Модель формирования и реализации предпринимательской стратегии вуза.

Приоритеты предпринимательской стратегии конкурентоспособного развития вуза.

Развитие инновационной инфраструктуры вузовского предпринимательства.

Модель «Тройной спирали» предпринимательского вектора развития вуза.

Молодежный потенциал вузовского предпринимательства.

Формирование предпринимательской компетентности студентов.

Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса.

Предпринимательские компетенции в сфере профессионального образования.

 

 

6.2.Задания и методические указания по выполнению письменных работ

Задания к контрольной работе и методические указания по ее выполнению

Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.

Цель контрольной работы способствовать формированию, закреплению и углублению теоретических знаний по изучаемому курсу и практических навыков подготовки и оформления письменных работ.

Контрольная работа - это письменная работа по определённой теме, проблеме, подготовленная на основе изучения учебной литературы, монографий, периодической печати, практического опыта и личных наблюдений. В контрольной работе автор должен стремиться к самостоятельному изложению вопроса.

Студенты выбирают контрольную работу из предложенных вариантов. Варианты заданий выбираются по двум последним цифрам шифра (№ зачётной книжки).

Оформленная контрольная работа должна соответствовать стандарту, принятому в высшей школе. На титульном листе контрольной работы нужно указать название университета, института, кафедры, название учебной дисциплины, по которой написана работа, фамилию, имя, отчество студента, курс, факультет, номер группы, номер зачётной книжки.

Требования к тексту контрольной работы:

· текст пишется на одной стороне листа белой бумаги формата А4;

· поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое –10 мм;

· межстрочный интервал – 1,5;

· шрифт – Times New Roman;

· размер шрифта – 14;

· абзацный отступ – 5 печатных знаков (1,25см);

· ориентация для текста – книжная;

· для больших, графиков и схем – альбомная;

· нумерация страниц контрольной работы сквозная, включая титульный лист и приложения, т.е. все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Страницы нумеруются арабскими цифрами. Первой страницей считается титульный лист, но на ней цифра «1» не ставится. Порядковый номер печатается внизу по центру страницы, начиная с оглавления, которое нумеруется цифрой 2.

Работа должна включать: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (если необходимо).

К вышеперечисленным структурным элементам предъявляется ряд требований:

1. Титульный лист оформляется в соответствии с примером, приведенным в приложении.

2. Оглавление контрольной работы включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого параграфа.

3. Во введении должны быть отражены мотивы выбора раскрываемой темы, обозначена ее актуальность и кратко раскрыта степень ее разработанности в современной отечественной и зарубежной литературе.

4. В основной части работы последовательно раскрываются этапы изложения темы в соответствии с намеченным рабочим планом.

5. В заключении подтверждается актуальность выбранной темы и выражается собственная точка зрения или отношение студента к изложенному материалу, а также обозначаются возможные способы применения усвоенного материала темы в будущей профессиональной деятельности.

6. Литература. Библиографический список литературы включает в себя только те работы, которые проработаны автором и на которые делаются ссылки в тексте. В начале списка используемой литературы указываются нормативно-правовые акты в порядке степени значимости, а внутри каждого из разделов – в хронологическом порядке по датам их принятия и подписания. Все прочие литературные источники должны быть расположены в строго алфавитном порядке. Каждый литературный источник нумеруется.

Контрольная работа должна содержать систематизацию и краткое изложение материала из не менее 10 литературных источников (монографий, научных статей и докладов) по выбранной теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: