Что на самом деле скрывается за детскими жалобами

Беспомощность. Когда ребенок сталкива­ется с ситуацией непонятной, опасной — он идет к взрослому за помощью. Он делится информацией о происходящем со взрослым. Если его или кого-то обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело — ребенок идет за советом, помощью, защитой. Взрослый для ребенка — последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. С возрастом таких си­туаций становится все меньше, жалобы схо­дят на нет. Хотя во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка.

Предупреждение. Ребенок делится сво­ими наблюдениями за другими людьми, он не знает, как реагировать на то или иное происшествие. Он не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно. Некоторые ситуации тре­буют срочного вмешательства (например, дети играют в игру, грозящую травмой), иногда достаточно разъяснений («Вася взял эту книгу, потому что я ему разрешил»). Но бывают и жалобы с корыстной целью.

Месть. Если ребенка не берут в игру, оби­жают сверстники, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверст­никами, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Такого рода жалобы прекращаются, если у ребенка на­лаживаются отношения в коллективе.

Самоутверждение. Ребенок владеет не­которой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы по­чувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится при­влечь к себе внимание взрослого и заста­вить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфорт­но в классе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (твор­чество, общественная деятельность, учеба), то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения.

Обида, зависть — довольно частая при­чина школьных жалоб. Учитель хвалит Колю, за правильный ответ, а Таня, которая хоте­ла ответить, но ее не спросили, заявляет: «А он подсмотрел в тетради!» Миша ест украдкой на уроке яблоко, а у Толи нет яб­лока, и он «закладывает» Мишу. В отличие от вынашиваемой мести, эти жалобы рож­даются спонтанно, они ситуативны. В об­щем-то, и в этом случае ребенок стремит­ся к справедливости. Почему он ест, когда нельзя? Почему он молодец, хотя подсмат­ривал? Но ребенок уязвлен, поэтому ябед­ничает. Если учитель сделает замечание нарушителю, то это подскажет ябеде, ка­ким образом можно воздействовать на ок­ружающих. Если же учитель сделает заме­чание самому жалобщику, тот еще больше уверится в несправедливом отношении к нему. Можно ответить, что пользоваться своими записями не запрещалось, — это разъясняющая реакция. Можно сделать двойное замечание: «Миша, видимо, не успел позавтракать на перемене. Толя, от­веть, пожалуйста, на тот вопрос, который был задан» — воспитательная реакция. Ре­бенку дают понять, что если обращаешь на себя внимание, то изволь работать вместе со всеми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: