Наказывать или поощрять

В проблему детских жалоб бывают во­влечены и родители, и учителя, и психоло­ги. Учителей выводят из себя мелочные и несвоевременные жалобы учеников (распространенная ситуация: во время опроса учитель вызывает ученика, поднявшего руку, а тот сообщает, что Петя забрал у него ка­рандаш). Родителям же не хочется, чтобы их дети росли ябедами, так как они счита­ют, что за ябедничеством скрывается трус­ливый, склочный характер, или полагают, что ребенок не занимается своими дела­ми, а сует нос в чужие.

Следует различать жалобы и злостное ябедничание ребенка, когда жалобы име­ют корыстную цель. Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются стихийно. Ребенок замечает что-то и может расска­зать взрослому из-за плохого настроения, обиды, неумения промолчать (такой уж ха­рактер); но может и не рассказать — пото­му что не хочет связываться или из соли­дарности.

Некоторые виды доноса спровоцированы самими взрослыми. Отмахиваясь от оправ­даний, наказывая всех без разбору, пуская происшедшее на самотек, взрослые ставят ребенка перед необходимостью защищать­ся самостоятельно. Дети перестают дове­рять учителю, считают его несправедливым. Кстати, самая распространенная причина разочарования ребенка в учителе или вос­питателе — несправедливость по отноше­нию к детям.

Януш Корчак предостерегал воспитате­лей и родителей от небрежного отношения к детским жалобам: «Некрасиво жаловать­ся. Кто установил это правило? А что де­лать ребенку, если его обокрали, оскорби­ли отца или мать, наговорили на него товарищам, если ему угрожают, подбивают на плохое? Недобросовестному, неумелому воспитателю удобно не знать, что вытворя­ют ребята, он машет рукой на их споры, не умея их умно рассудить. Тихих и беспомощ­ных будут обижать, эксплуатировать, оби­рать, а позвать на помощь, потребовать справедливости — нельзя! Обидчики тор­жествуют, обиженные страдают».

Никогда не следует торопиться с выво­дами, в первую очередь необходимо выяс­нить, что побуждает ребенка жаловаться. Чаще всего, жалуясь, ребенок рассказыва­ет о своих проблемах, иногда ему доста­точно внимания и сочувствия. Во всем мире существуют организации, куда ребенок мо­жет обратиться за помощью или где просто может излить душу. Наверное, такие орга­низации нужны детям, не нашедшим пони­мания и справедливости у своих близких. Но стоит ли доводить до этого?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: