Доносчику — первый кнут

«Ябеда — по Ожегову — это клевета, мел­кий донос, наушничание». Детские жалобы возникают и процветают в первую очередь в коллективах — детских садах и школах. Все мы читали о суровых порядках, царив­ших в российских гимназиях в прошлые века, о постоянном противостоянии учащих­ся и учителей. Гимназисты презирали до­носчиков, считая их подлизами и предате­лями. Начальство же стремилось держать учащихся в повиновении и всячески поощряло доносительство. Отправляя ребенка в гимназию, многие родители предупрежда­ли его, что доносить на товарища — бесче­стно.

В современной школе такого противосто­яния нет, и учащимся не нужно доносами завоевывать расположение преподавате­лей. Наоборот, учителя в большинстве сво­ем очень неприязненно относятся к детям, постоянно жалующимся на товарищей. Са­мая частая реакция взрослых на детские жалобы — досада или негодование. Мно­гие дети тоже не любят ябед и жалобщиков — их считают нытиками, слабаками, им не доверяют, не берут в общие игры. В общем, жизнь у ябеды невеселая — его презирают, осуждают, избегают.

Еще в начале двадцатого века замеча­тельный чешский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» отмечал, что ребенок, решивший пожаловаться, рис­кует вдвойне: получить от воспитателя «не­брежный и резкий ответ» и быть отвергну­тым ребятами за свою жалобу.

Может быть, явно негативное отношение к ябедам со стороны взрослых связано с мрачным прошлым нашей страны, с теми временами, когда процветало доноситель­ство и стукачество? Но государство и сей­час поощряет граждан жаловаться: сооб­щать о месте нахождения преступников, о забытых в транспорте вещах, о тех, кто ута­ивает налоги и т. д., — гарантируя аноним­ность, а иногда и вознаграждение (существуют даже специальные «книги жалоб» и горячие линии). Так принято не только в нашей стране, но и во всем мире. Взрос­лые часто жалуются, например, милиции на буянящих по ночам соседей и очень него­дуют, если орган власти никак не реагирует.

В школе тоже постоянно жалуются (на­пример, учителя — на родителей, на начальство, на учеников, друг на друга). Школа — это большое общежитие, дисциплина и по­рядок в котором поддерживаются за счет открытости и прозрачности всего там происходящего. Родители должны понимать, что в школе детские жалобы — это основ­ное средство получения учителями инфор­мации о детях.

В одной началь­ной школе в Англии одна мама с сыном столкну­лись с поощрением жалоб и порицанием попыток детей разобраться в конфликтах самостоятельно. Именно то, что в школе «тайное всегда становится явным», и есть залог безопасности детей. Родителям надо быть готовыми к тому, что учителя часто специально поощряют детей рассказывать обо всем, что делают они и их товарищи. Многих родителей это не устраивает. Но бы­вают такие ситуации, в которые необходи­мо посвящать взрослых, например, если ребенка травят одноклассники или запугива­ют старшие.

Маленький ребенок обычно не преследу­ет никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией. Ведь и взрослые рассказывают друг другу обо всем, обсуждают поступки окружающих. Ребенок это наблюдает и не видит в посвя­щении во все подробности окружающих ничего предосудительного.

Такая «излишняя» детская честность ча­сто ставит родителей в неловкое положение. Вспомните почти анекдотическую си­туацию: на вопрос знакомых, понравился ли маме их подарок, малышка отвечает: ««А мама сказала, что у нас такой ерунды по­лон дом!»

Что такое жалоба, ребенок понимает, ког­да окружающие начинают реагировать на его слова соответствующим образом (уте­шают, сочувствуют, ругают обидчика) или говорят: «Жаловаться нехорошо! Не ябед­ничай!» Согласно наблюдениям психолога Р.Х. Шакурова («Самолюбие детей»), уже четырехлетние дети, возвращаясь из садика, гордятся тем, что они «не ябеды», то есть не жалуются. Именно родители и вос­питатели, порицая детей за жалобы, повто­ряя, что жаловаться нехорошо, надо разби­раться самим в своих спорах, отказываясь вникать в суть детских взаимоотношений, присваивают ребенку статус ябеды.

Наиболее активно жалобы процветают в начальных и 5-6-х классах средней школы. Подростки жалуются очень редко, предпо­читая разбираться со своими проблемами самостоятельно, однако, к сожалению, не всегда удачно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: