Виды жалоб, спровоцированных взрослыми

Защита себя и других, в том числе от не­справедливого наказания. Для ребенка высшей инстанцией является взрослый: снача­ла родители, потом воспитатели и учителя. К ним он идет со своей проблемой — жало­бой. При этом он всегда ожидает справедливости: провинился — будешь наказан, не виноват — все будет хорошо. И если взрослый сам не видел, что произошло, ребенок считает необходимым рассказать ему во всех подробностях. Тем более что сами взрослые и побуждают ребенка к откровен­ности, просят от них ничего не скрывать. Увидев плачущего ребенка, старшие обя­зательно спрашивают: «Что случилось, кто тебя ударил?» Если взрослому недосуг раз­бираться, кто прав, кто виноват, если он на­казывает всех, чтобы неповадно было, то тем самым провоцирует детей на доносы. Так они стремятся избежать несправедли­вого наказания. Опасен в этом отношении и способ поиска виновного, часто практи­куемый в детских коллективах: «Пока не найдем виновного, никого не отпущу гу­лять!» Когда некому защитить его от не­справедливых обвинений, ребенок защища­ет себя сам, указывая на подлинного ви­новника.

Шантаж. «Вот, я учителю расскажу...», «Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы...» Угрожая разоблачением стар­шим товарищам или сверстникам, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному спо­собу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе — не будет тебе зоопарка в воскресенье!», «Бу­дешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!» К подобным жалобам при­бегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать ав­торитет другим способом. Откровенное предпочтение взрослыми одних детей дру­гим тоже является источником частых жа­лоб. Отвергнутого ребенка ябедничать по­буждает ревность (к братьям и сестрам, к выделяемым учителем детям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учи­тельские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу пожаловаться как шантаж, взрослые становятся средством воздействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: