Свобода или одиночество

Необходимо, чтобы школьни­ки правильно понимали употреб­ляемые учителем и встречающи­еся в текстах учебников терми­ны. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и на­учатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточ­ное понимание слов нередко ле­жит в основе непонимания школь­ного материала.

Трудности, возникающие у де­тей при переходе в средние клас­сы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода пе­дагога к школьнику. У некото­рых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нуж­ны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, иссле­дуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и иг­рам для маленьких детей.

Иногда за одной и той же фор­мой поведения (например, посе­щение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это мо­жет быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуа­ции опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвер­дить себя как «старшего», «вы­росшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Необходимо показать родите­лям, что некоторое «обезличива­ние» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чув­ства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьни­кам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки само­стоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые не­редко возникают на первых эта­пах обучения в средней школе.

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
По материалам газеты «Школьный психолог», № 12-2002

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Газета «Школьный психолог»

2. Газета «Начальная школа»

3. М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко «Психолог на родительском собрании»

4. «Калейдоскоп родительских собраний», методические разработки под редакцией Е.Н. Степанова

5. С.Ю. Чижова, О.В. Калинина «Детская агрессивность»

6. Газета «АИФ. Семейный совет»

7. Журнал «Домашний очаг»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: