Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанали-за. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал
психоаналитическуюконцепциюоботношениях«Я»иоб-
щества. Обратив внимание на роль «Я» в развитии лично-сти, Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социаль-ной организации общества. Применяя психоанализ в пос-левоенной Америке, он видел различные явления - тре-вожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат воздействия сложного периода войны на личность.
Э. Эриксон посвящает свои исследования главным об-разом процессамсоциализации.
Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторическогомето-да, который представляет собой применение психоана-лиза к истории. Этот метод требует равного внимания как
к психологии индивида, так и к характеру общества,
в котором живет человек.
Э. Эриксон проводил полевые этнографические иссле-дования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда опреде-ляется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если ин-
|
|
дивид отвечает ожиданиям общества, он включается
в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентично-сти» и «эго-идентичности».
Групповаяидентичность формируетсяблагодарятому,что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентиро-вано на включение его в данную социальную группу.
11. Когнитивнаятеорияразвития (концепция Ж. Пиаже)
В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимо-действии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, по-
этому субъект стремится к установлению равновесия
с ней. Установить равновесие со средой можно двумя пу-тями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене-ний в самом субъекте.
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию - это когда индивид приспосабливаетновую информацию к существующим у него схемам дей-ствий, не изменяя их в принципе; аккомодацию - меха-низм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интел-лекта - это процесс вызревания операциональных струк-тур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.
|
|
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 го-да) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этогопериода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув-ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-торных способностей.
Период конкретных операций (2—11/12 лет).
В этом возрасте происходит постепенная интериориза-