Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

 

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанали-за. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал

психоаналитическуюконцепциюоботношениях«Я»иоб-

 

щества. Обратив внимание на роль «Я» в развитии лично-сти, Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социаль-ной организации общества. Применяя психоанализ в пос-левоенной Америке, он видел различные явления - тре-вожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат воздействия сложного периода войны на личность.

 

Э. Эриксон посвящает свои исследования главным об-разом процессамсоциализации.

Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторическогомето-да, который представляет собой применение психоана-лиза к истории. Этот метод требует равного внимания как

к психологии индивида, так и к характеру общества,

 

в котором живет человек.

Э. Эриксон проводил полевые этнографические иссле-дования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда опреде-ляется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если ин-

дивид отвечает ожиданиям общества, он включается

 

в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентично-сти» и «эго-идентичности».

 

Групповаяидентичность формируетсяблагодарятому,что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентиро-вано на включение его в данную социальную группу.

 

11. Когнитивнаятеорияразвития (концепция Ж. Пиаже)

В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимо-действии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, по-

 

этому субъект стремится к установлению равновесия

 

с ней. Установить равновесие со средой можно двумя пу-тями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене-ний в самом субъекте.

 

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию - это когда индивид приспосабливаетновую информацию к существующим у него схемам дей-ствий, не изменяя их в принципе; аккомодацию - меха-низм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интел-лекта - это процесс вызревания операциональных струк-тур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.

 

Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.

Период сенсомоторного интеллекта (0-2 го-да) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этогопериода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув-ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-торных способностей.

 

Период конкретных операций (2—11/12 лет).

В этом возрасте происходит постепенная интериориза-


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: