Основные законы психического развития, сфор-мулированныеЛ. С. Выготским

• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом вре-


Главное понятие концепции Б. Скиннера - подкреп-ление, т. е. увеличение или уменьшение, вероятноститого, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление может быть положительным и отри-цательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т. д.).

 

Дж. Гевирц основное свое внимание уделил изучению условий возникновения социальной мотивации и привя-занности младенца к взрослому и взрослого к ребенку. Источником мотивации поведения ребенка, по его мне-нию, служит стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления.

 

Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные (кросс-культурные) исследования М. Мид, показал плодотвор-ность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в культурах способы ухода за младенцами, иссле-дователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.

 

 

мени (год в младенчестве не равен году жизни в отро-честве).

 

• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).

 

• Закон неравномерности развития: каждая сторона

 

в психике ребенка имеет свой оптимальный период раз-вития.

 

• Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произволь-ность, системность; они образуются в результате овладе-ния специальными орудиями, средствами, выработанны-ми в ходе исторического развития общества.

 

Обучение - движущая сила психического развития,которая создает зону ближайшего развития ребенка (рас-стояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).


 

Эго-идентичность формируетсяпараллельносгруппо-вой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчи-вости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изме-нения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

 

Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, ко-торая выдвигается обществом.

 

Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие. Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомне-

 

ние, стыд.

 

Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность - чувство вины.

 

Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - не-полноценность.

 

Подростковый возраст (латентная ст.) - идентич-ность - диффузия идентичности.

 

Молодость - интимность - изоляция. Зрелость - творчество - застой.

Старость - интеграция - разочарование в жизни. Формирование всех форм идентичности сопровожда-

ется кризисом развития.

 

ция схем действий и превращение их в операции, кото-рые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, класси-фицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Цент-ральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о со-хранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил до-операциональнуюстадию, котораяхарактеризуетин-туитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до

 

6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7—

Лет).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: