Солодилова Ольга Петровна

Солодилова О. П.

 

С60 Шпаргалка по возрастной психологии: учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005. — 56 с.

 

ISBN5-482-00071-0

 

 

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Воз-растная психология».

 

Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учи-тывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

 

УДК 159.922.6(075.8)

 

ББК 88.37я73

 

Учебное издание

 

Солодилова Ольга Петровна

 

ШПАРГАЛКА ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Учебное пособие

 

Подписано в печать 24.01.05. Формат 60x901/ie.

 

Печать офсетная. Печ. л. 3,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № 111

 

ООО «ТК Велби»

 

107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

 

Отпечатано с готовых диапозитивов

 

в ОАО «Типография № 9»

 

г. Москва, ул. Волочаевская, 40.


 

 

© О. П. Солодилова, 2005

 

ISBN 5-482-00071-0 © ООО «ТК Велби», 2005


Глава 1 2. Становление возрастной психологии  
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА как науки    
1. Предмет и задачи возрастной психологии Детская психология зародилась как ветвь сравнитель-  
Предметом возрастной психологии является возраст- ной психологии в конце XIX в. Точкой отсчета для систе-  
матических исследований психологии ребенка служит  
ная динамика психики человека, онтогенез психических  
книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейе-  
процессов и качеств личности развивающегося человека,  
ра «Душа ребенка», в которой он описывает результаты  
закономерности развития психических процессов.  
Теоретическиезадачивозрастнойпсихологии- рас-ежедневных наблюдений за развитием собственного  
крытие общих закономерностей психического развития сына. В. Прейер первый осуществил переход от интро-  
в онтогенезе, установление возрастных периодов этого спективного к объективному исследованию психики ре-  
развития и причин перехода от одного периода к друго- бенка.    
му, определение возможностей развития. Объективные условия становления детской психоло-  
Объектом изучения возрастной психологии является гии, которые сложились к концу XIX века, связаны с ин-  
ребенок, подросток, юноша и др. тенсивным развитием промышленности, с новым уров-  
Проблемы современной возрастной психологии: проб- нем общественной жизни, что создавало необходимость  
лема органической и средовой обусловленности психики возникновения современной школы.  
и поведения человека; проблема влияния стихийного и Серьезное влияние на развитие возрастной психологии  
организованного обучения и воспитания на развитие де- имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина, рефлектор-  
тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо- ная теория И. М. Сеченова, труды выдающегося русского  
собностей; проблема соотношения интеллектуальных и педагога К. Д. Ушинского.  
личностных изменений в психическом развитии ребенка; Дальнейшее развитие возрастной психологии связано  
проблема разработки разделов возрастной психологии; с начальным этапом экспериментальной психологии. Пе-  
проблема возрастной периодизации; проблема методов  
риод накопления эмпирических данных о развитии ре-  
исследования, их стандартизации, адаптирования для  
бенка (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников  
разных возрастов.  
и др.) сменился периодом экспериментального исследо-  
Выделяется 4 раздела возрастной психологии:  
вания умственного развития детей. Уже с 1908 г. начина-  
1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);  
ется тестовое обследование детей, появляются измери-  
2) детская психология (от рождения до 17 лет);  
тельные шкалы умственного развития.  
3) психология взрослых, зрелых возрастов;  
Следующий этап в развитии возрастной психологии  
4) геронтология, или психология пожилого возраста.  
связан с попыткой исследователей выделить на основе  
Возрастная психология тесно связана с другими облас-  
богатого фактического материала стадии развития лич-  

 

тями психологии: общей психологией, психологией чело- ности в онтогенезе. Поиск закономерностей смены пе-  
   

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: