Солодилова О. П.
С60 Шпаргалка по возрастной психологии: учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005. — 56 с.
ISBN5-482-00071-0
Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Воз-растная психология».
Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учи-тывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.
УДК 159.922.6(075.8)
ББК 88.37я73
Учебное издание
Солодилова Ольга Петровна
ШПАРГАЛКА ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебное пособие
Подписано в печать 24.01.05. Формат 60x901/ie.
Печать офсетная. Печ. л. 3,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № 111
ООО «ТК Велби»
107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ОАО «Типография № 9»
г. Москва, ул. Волочаевская, 40.
© О. П. Солодилова, 2005
ISBN 5-482-00071-0 © ООО «ТК Велби», 2005
| Глава 1 | 2. Становление возрастной психологии | ||
| ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА | как науки | ||
| 1. Предмет и задачи возрастной психологии | Детская психология зародилась как ветвь сравнитель- | ||
| Предметом возрастной психологии является возраст- | ной психологии в конце XIX в. Точкой отсчета для систе- | ||
| матических исследований психологии ребенка служит | |||
| ная динамика психики человека, онтогенез психических | |||
| книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейе- | |||
| процессов и качеств личности развивающегося человека, | |||
| ра «Душа ребенка», | в которой он описывает результаты | ||
| закономерности развития психических процессов. | |||
| Теоретическиезадачивозрастнойпсихологии- рас-ежедневных наблюдений за развитием собственного | |||
| крытие общих закономерностей психического развития | сына. В. Прейер первый осуществил переход от интро- | ||
| в онтогенезе, установление возрастных периодов этого | спективного к объективному исследованию психики ре- | ||
| развития и причин перехода от одного периода к друго- | бенка. | ||
| му, определение возможностей развития. | Объективные условия становления детской психоло- | ||
| Объектом изучения возрастной психологии является | гии, которые сложились к концу XIX века, связаны с ин- | ||
| ребенок, подросток, юноша и др. | тенсивным развитием промышленности, с новым уров- | ||
| Проблемы современной возрастной психологии: проб- | нем общественной жизни, что создавало необходимость | ||
| лема органической и средовой обусловленности психики | возникновения современной школы. | ||
| и поведения человека; проблема влияния стихийного и | Серьезное влияние на развитие возрастной психологии | ||
| организованного обучения и воспитания на развитие де- | имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина, рефлектор- | ||
| тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо- | ная теория И. М. Сеченова, труды выдающегося русского | ||
| собностей; проблема соотношения интеллектуальных и | педагога К. Д. Ушинского. | ||
| личностных изменений в психическом развитии ребенка; | Дальнейшее развитие возрастной психологии связано | ||
| проблема разработки разделов возрастной психологии; | с начальным этапом экспериментальной психологии. Пе- | ||
| проблема возрастной периодизации; проблема методов | |||
| риод накопления эмпирических данных о развитии ре- | |||
| исследования, их стандартизации, адаптирования для | |||
| бенка (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников | |||
| разных возрастов. | |||
| и др.) сменился периодом экспериментального исследо- | |||
| Выделяется 4 раздела возрастной психологии: | |||
| вания умственного развития детей. Уже с 1908 г. начина- | |||
| 1) перинатальная психология (от зачатия до рождения); | |||
| ется тестовое обследование детей, появляются измери- | |||
| 2) детская психология (от рождения до 17 лет); | |||
| тельные шкалы умственного развития. | |||
| 3) психология взрослых, зрелых возрастов; | |||
| Следующий этап | в развитии возрастной психологии | ||
| 4) геронтология, или психология пожилого возраста. | |||
| связан с попыткой | исследователей выделить на основе | ||
| Возрастная психология тесно связана с другими облас- | |||
| богатого фактического материала стадии развития лич- |
| тями психологии: общей психологией, психологией чело- | ности в онтогенезе. Поиск закономерностей смены пе- | |






