Концепция социального научения показывает, как ре-бенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду
с классическим обусловливанием и оперантным научением существуеттакженаучениепутем имитации,подражания.
Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недо-статочны, чтобы научить новому поведению. Дети приоб-ретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (под-ражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в ка-честве модели).
Известный американский психолог Р. Сире предложил принципдиадическогоанализаразвитияличности. Посколь-ку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности перво-начально формируются в так называемых «диадических си-туациях». Он выделил три фазы развития ребенка:
|
|
- фазарудиментарногоповедения -основывает-ся на врожденных потребностях и научении в раннем мла-
- фазапервичныхмотивационныхсистем - ос-
новывается на научении внутри семьи (основная фаза со-циализации);
- фазавторичныхмотивационныхсистем -ос-новывается на научении вне семьи.
По Р. Сирсу, центральный компонент научения - это зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать.
Культурно-историческая концепция
В1927 г. Л. С. Выготский вместе с группой сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Бо-жович и др.) стал проводить развернутую серию экспе-риментальных исследований, результаты которых поз-волили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-историческойтеории - теории развития специфических для человека психических функ-ций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих со-циальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами - знаками, возни-кающими в ходе человеческой истории. При этом знак,
с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «пси-хологическим орудием».
Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции чело-века: «...Всякаяфункциявкультурномразвитииребенка появляется на сценудважды, в двух планах: сперва - со-циальном, потом - психологическом, сперва между людьми...затемвнутриребенка...Функциисперваскла-дываютсявколлективеввидеотношенийдетей,затем становятсяпсихическимфункциямиличности».
Согласно Л. С. Выготскому два типа психического раз-вития - биологическое и историческое (культурное), - представленные в разделенном виде в филогенезе и свя-занные отношением преемственности и последователь-ности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.