Методы сплочения научного коллектива

Чтобы успешно сотрудничать с человеком, руководитель должен иметь определенное представление о качествах личности каждого человека. Важно учитывать такие личностные качества, как

  • профессиональная подготовка;
  • социальная активность;
  • способность выполнять определенный тип работы;
  • социально-психологические качества,то есть умение взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной работы;
  • деловые качества, то есть способность без суеты добиваться достижения определенных практических результатов за короткое время;
  • интеллектуально-психологические возможности (интеллектуальный уровень, творческий потенциал, инициативность, силу воли).

Одним словом, надо знать все, что может влиять на процесс работы человека и на его результат. Кроме вышеперечисленного надо уметь оперировать этим знанием так, чтобы получать надежный прогноз делового поведения работника.

Дифференцированный подход в работе с людьми опирается на схему управленческого решения задач подбора и расстановки кадров «хочу» – «могу» – «нужно». Эти три компонента взаимосвязаны. Первый компонент характеризует систему потребностей и интересов каждого отдельного работника. Второй характеризует личные возможности человека (профессиональные и общественные). И третий определяет потребность системы в кадрах определенной квалификации претендента на рабочее место. Не всегда компоненты «хочу» и «нужно» полностью совпадают.

При формировании научного коллектива руководителю необходимы знание и выполнение организационных и психологических принципов и правил. Например, полезно учитывать правило неадекватности отображения человека человеком, чтобы не попасть в зависимость от ранее полученных сложившихся оценочных установок. Или на основе эффекта ложного согласия («так говорят все») может сложиться неверное представление о сотруднике.

Также вредит деятельности коллектива эффект снисхождения. Он проявляется при излишне положительной оценке качества личности, события и поступка. Типичная логическая ошибка может быть построена на неверном предположении тесной связи определенных свойств личности с признаками поведения. Например, молчаливость не всегда является признаком ума.

Здоровый психологический климат способствует ориентации стимулов к труду на личные потребности. Но это не означает, что руководитель должен заботиться прежде всего о материальных стимулах. Также крайне важно удовлетворить основные нравственные потребности личности, которые возникают в профессиональной деятельности и профессиональном общении в процессе работы.

К таким нравственным качествам относятся:

  • стремление творчески выразить себя в труде;
  • осознание личной сопричастности к делам и планам коллектива;
  • уважение товарищей по работе;
  • гордость своим знанием, мастерством;
  • признание социальной значимости результатов работы, то есть почет по заслугам.

Веским аргументом для сплочения коллектива является общественная работа. Она помогает развивать коммуникативные способности, полностью раскрывать сильные стороны личности, такие как интеллект, характер, нравственные качества. Достаточно эффективным методом сплочения коллектива считается широкое привлечение сотрудников к техническому творчеству, изобретательству и, особо, управлению делами производства. И, наконец, очень сближают людей совместное проведение досуга, то есть занятия спортом, отдых, культурные развлечения [2, 26, 28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: