Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Теплоход отправляется в плавание»

Воспитатель предлагает детям поиграть в моряков и отправиться в путешествие. Дети с помощью педагога готовят предметно-игровую среду: строят корабль из модулей, берут в игровом уголке матросские воротники, бескозырки и готовятся к игре. Воспитатель помогает им обозначить план игры и направления развития ее сюжета. Обозначена только тема: «Поездка на теплоходе». Воспитатель может прояснить первоначальное развитие сюжета наводящими и уточняющими вопросами: «На чем отправитесь в путь? Куда держите курс? Кто будет с вами плыть? Какие будут остановки в пути?» При помощи наводящих вопросов можно также помочь распределить роли.

Далее ребята могут начинать игру сами, играя в команду моряков. Игра может заключаться не только в том, что командир отдает приказы, а штурман вместе с матросами их выполняют. Расширить диапазон игры можно с помощью уточнений со стороны воспитателя: «А что сейчас делают матросы? Спят или драют палубу? Что-то палуба стала грязной, надо, наверное, ее помыть А где боцман? Кто в радиорубке получает радиотелеграммы?»

Воспитатель может принять на себя роль капитана и взаимодействовать с членами экипажа и с пассажирами по очереди. Смена ролей происходит в результате появления новых героев, например, пассажиров, пришедших к судовому врачу; музыкантов, развлекающих пассажиров, и команду во время отдыха.

Постепенно складываются сюжетные линии и ситуации, как под воздействием педагога, так и самостоятельно, например: кок не находит нужного продовольствия; теплоход задерживается в пути по каким-либо причинам; пассажиры отдыхают на палубе; боцман обучает команду.

Если капитаном становится ребенок, то воспитатель может переходить от роли к роли: капитан – штурман – боцман – моряк – пассажир – судовой врач.

Ролевые диалоги, исходящие от педагога, играющего дополнительную роль, побуждают ребенка, ведущего главную роль, активизироваться и входить в управление другими участникам игры. Так, воспитатель в роли пассажира спрашивает у капитана, какова мощность у судна, по каким маршрутам оно ходит, где будет останавливаться, где на теплоходе находится кафе, или чем сегодня будут кормить пассажиров.

Игра может закончиться с приходом теплохода в пункт назначения или может продолжиться на следующий день, если играющие бережно отнесутся к своей постройке, оборудованному месту.

Связь игр в транспорт с играми на другие темы

Игры на тему транспорта могут тесно переплетаться с играми на другие темы:

– с игрой в семью: папа уходит в дальний рейс, и родные собирают его в дальнее плавание; мама – проводник скорого поезда, она часто не бывает дома, и дети приходят к поезду ее повидать;

– с игрой в магазин: в конце рейса автобус заворачивает на рынок, и шофер выходит, чтобы купить домой продукты; в обеденный перерыв продавцы идут в магазин сделать покупки;

– с игрой в больницу: машина скорой помощи не может выехать из гаража, так как ей нужен ремонт, тогда вызывают автослесаря, он быстро ремонтирует машину, и она спешит по вызову;

– с игрой в мастерскую и парикмахерскую: на теплоходе сломался телевизор, поэтому на ближайшей остановке вызвали мастера, который все быстро починил; в аэропорту есть своя парикмахерская, поэтому все стюардессы могут делать прически перед рейсом;

– с игрой в почту: с борта самолета отправляется радиотелеграмма, которую почта потом доставит адресату;

– с игрой в детский сад: дети играют в транспорт; в детский сад машина привозит продукты.

Игры в магазин

На тему игр в магазин можно предложить блок игр-ситуаций «Делаем покупки», включающий различные виды предварительной и основной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: