Тема 11. Системный подход к управлению

1. Понятие системы, свойства и виды систем.

2. Правила применения системного подхода.

3. Организация как открытая система. Управляющая и управляемая подсистемы.

4. Взаимосвязь переменных внутренней среды организации.

5. Внешняя среда прямого воздействия.

6. Внешняя среда косвенного воздействия.

ТЕМА 12. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ

1. Управление производством как процесс, его основные элементы.

2. Основные типы процессов управления.

3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления.

4. Понятие и классификация функций управления.

5. Общие и конкретные функции управления.

Тема 13. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Понятие и виды планирования.

2. Сущность и этапы стратегического планирования.

3. Определение миссии и целей организации.

4. Оценка внешней среды организации.

5. Оценка внутренней среды организации.

6. SWOT-анализ.

7. Выбор и реализация стратегии.

8. Формирование стратегий на основе матриц.

ТЕМА 14. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Содержание функции "организация".

2. Классификация полномочий.

3. Построение организационной структуры управления.

4. «Теория бюрократии» М. Вебера.

4. Классификация организационных структур управления.

5. Иерархические структуры управления.

6. Адаптивные структуры управления.

ТЕМА 15. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации.

4. Теория и практика мотивации в современных условиях.

5. Методы мотивации и способы стимулирования.

 

Тема 16. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Сущность и принципы контроля.

2. Направленность и виды контроля. Внешний и внутренний контроль.

3. Этапы контроля.

4. Социально-психологические аспекты контроля.

5. Характеристика эффективного контроля.

Тема 17. Основы разработки управленческого решения.

1. Понятие и виды управленческих решений.

2. Этапы рационального решения проблем.

3. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения.

4. Условия эффективности решений.

5. Понятие и типы моделей.

6. Методы принятия решений: анализ безубыточности, платёжная матрица и дерево решений.

Тема 18. Организационные отношения в системе менеджмента.

 

1. Социально-психологические процессы в группе.

2. Механизмы образования формальных и неформальных организаций.

3. Роль коллектива в жизни людей.

4. Виды коллективов.

5. Социальные роли и отношения в коллективе.

6. Концепция «Я-состояний» Э. Бёрна.

7. Факторы, влияющие на поведение человека.

ТЕМА 19. КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Информация в менеджменте.

2. Сущность и виды коммуникаций. Субординация.

3. Коммуникационный процесс.

4. Типы коммуникационных сетей.

5. Основные направления совершенствования коммуникаций.

Тема 20. Властные полномочия, ответственность и делегирование.

1. Делегирование. Сущность, правила и принципы.

2. Ответственность и делегирование.

3. Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями.

4. Понятие и формы власти.

5. Баланс власти и влияния.

6. Типы руководителей.

7. Формирование привлекательного имиджа.

8. Разновидности подчинённых, их права и обязанности.

Тема 21. Лидерство в организации.

1. Лидерство и менеджмент.

2. Теория лидерских качеств.

3. Поведенческий подход к лидерству.

4. Ситуационный подход к лидерству.

Тема 22. Управление конфликтами в организации.

1. Понятие и типы конфликтов.

2. Причины и последствия конфликта.

3. Особенности производственных конфликтов.

4. Управление конфликтной ситуацией: структурные и межличностные методы.

5. Переговоры как способ разрешения конфликта.

ТЕСТЫ

Тест 1

1. Менеджмент:

а) управление хозяйственной деятельностью;

б) государственное управление;

в) общественное управление;

г) управление автомобилем.

2. Что из перечисленного ниже включает понятие «менеджмент»:

а) командно-административное управление;

б) вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

в) технократическое управление;

г) планово-директивное управление.

3. На каком этапе развития человеческого общества происходит выделение экономического управления в самостоятельный объективно-необходимый вид деятельности:

а) на этапе первобытно-общинного строя;

б) на этапе рабовладельческого строя;

в) на этапе кооперации и разделения труда в общественном производстве;

г) на этапе зарождения капиталистического строя.

4. Что является объектом менеджмента;


а) организация;

б) экономика страны;

в) отрасль экономики;

г) экономический регион.

5. Какие отношения управления называются отношениями субординации:

а) отношения между звеньями управления;

б) отношения между уровнями управления;

в) отношения между руководителем и подчиненным;

г) отношения между руководителями разных звеньев управления.

6. Какие науки являются методологической базой науки менеджмент


а) психология;

б) экономическая теория;

в) кибернетика;

г) математика.

7. Что является содержанием науки менеджмент

а) изучение отношений управления;

б) изучение методов управления;

в) изучение целей управления;

г) изучение законов и закономерностей управления.

8. Сколько ролей руководителя выделил Г. Минцберг


а) 4;

б) 6;

в) 10;

г) 8.

9. Какое качество идеального руководителя выделяли и Д. Тейлор и А. Файоль в своих классификациях

а) физическое здоровье;

б) ум;

в) честность;

г) организаторские способности.

10. В каких моделях дается характеристика объекта исследования словами литературного языка


а) физических;

б) графических;

в) математических;

г) вербальных.

Тест 2

1. Система – это:

а) совокупность задач управления;

б) совокупность целей управления;

в) совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целое;

г) совокупность органов управления.

2. Организация относится к:

а) биологическим системам;

б) социально-экономическим системам;

в) техническим системам;

г) экосистемам.

3. Системы, поведение которых точно описывается однозначной функцией – это:


а) стохастические;

б) дискретные;

в) физические;

г) детерминированные.

4. Системы с количеством единичных компонентов от 31 до 300 относятся к:


а) малым системам;

б) средним системам;

в) большим системам;

г) сложным системам

5. Открытые системы:

а) имеют с внешней средой прямую и обратную связь;

б) имеют с внешней средой только прямую связь;

в) имеют с внешней средой только обратную связь;

г) не имеют с внешней средой ни прямой, ни обратной связи.

6. Прямые связи в системе управления:

а) от субъекта к объекту управления;

б) от объекта к субъекту управления;

в) внутри субъекта управления;

г) внутри объекта управления.

7. Синергичность системы предполагает:

а) способность системы приспосабливаться к изменениям параметров внешней среды;

б) способностью изменения выходных параметров системы в ответ на изменения входных параметров;

в) способностью взаимодействия элементов системы, которая позволяет повысить эффективность функционирования системы в целом;

г) способностью к непрерывному функционированию системы.

8. Иерархичность системы предполагает:

а) установление связей между компонентами одного уровня;

б) установление количества связей между компонентами системы разных уровней;

в) установление связей с системами вышестоящего уровня;

г) установление мобильных гибких связей внутри системы;

9. Цели компонентов системы не всегда совпадают с целями системы. Это свойство:


а) эмержентности;

б) альтернативности;

в) неопределенности;

г) мультипликативности.

10. Системный подход предполагает:

а) определение миссии организации;

б) определение частных целей всех элементов организации;

в) определение всей совокупности частных целей и на их основе формирования общей цели организации;

г) определение общей цели организации, а затем исходя из возможностей и внутренней среды установление частных целей организации.

 

Тест 3

1. Этапы процесса управления определяются:

а) временными параметрами;

б) содержанием управленческой деятельности;

в) методами управления;

г) характером организационных связей.

 

2. Процесс управления это:

а) вероятностная характеристика системы;

б) статическая характеристика системы;

в) динамическая характеристика системы;

г) организационная характеристика системы.

 

3. Выяснение основного противоречия в текущем состоянии системы – это суть этапа:


а) цели;

б) ситуации;

в) проблемы;

г) решения.

 

4. Основой технологии выполнения управленческих работ служит:


а) операция;

б) процедура;

в) стадия;

г) цикл.

 


5. Любое действие, представляющее однородную, неделимую, логическую часть процесса управления – это:


а) стадия;

б) этап;

в) цикл;

г) операция.

 

6. Свойство дискретности процесса управления – это:


а) изменчивость;

б) неравномерность;

в) непрерывность;

г) повторяемость.


7. Какой тип процесса управления исходит из полной ясности цели, но невозможности правильно оценить ситуацию:

а) корректируемый;

б) поисковый;

в) ситуационный;

г) разветвлённый.

 

8. Цели управления – это:

а) необходимое, планируемое и возможное состояние системы;

б) необходимое, определимое и желательное состояние системы;

в) желательное, возможное и прогнозируемое состояние системы;

г) необходимое, возможное и желательное состояние системы.

 

9. Основные функции отражают:

а) специфику сфер деятельности;

б) содержание процесса управления;

в) специфику объекта управления;

г) специфику конкретных видов управленческой деятельности.

 

10. Стимулирование персонала на достижение целей организации – это:

а) функция контроля;

б) функция планирования;

в) функция организации;

г) функция мотивации.

 

Тест 4

1. В каких структурах не соблюдается принцип единоначалия?

а) линейно-функциональной;

б) дивизиональной;

в) матричной;

г) проектной.

 

2. Что можно отнести к современным тенденциям в построении организационных структур управления?

а) углубление дифференциации функций;

б) развитие иерархии;

в) усиление формализации;

г) создание автономных рабочих групп.

 

3. Особенностью дивизиональных структур является:

а) создание обособленных производственно-хозяйственных подразделений;

б) создание временных подразделений для решения особо важных комплексных задач;

в) перенесение рыночных отношений внутрь компании;

г) двойное подчинение исполнителей.

 

4. Высокая централизация управления целесообразна в условиях:

а) сложной, динамичной и неопределенной окружающей среды;

б) внедрения в организации сложных нетрадиционных технологий;

в) массового и крупносерийного производства;

г) развития горизонтальных форм управления.

 

5. Наиболее распространенной адаптивной структурой является:

а) сетевая;

б) дивизиональная;

в) линейно-функциональная;

г) матричная.

 

6. Для каких организационных форм характерно выделение приоритетных областей специализации?

а) дивизиональных;

б) проектных;

в) матричных;

г) сетевых.

 

7. Недостатком линейно-функциональной структуры является:

а) нарушение принципа единоначалия;

б) перегруженность высшего руководства текущими проблемами;

в) отсутствие функционального разделения управленческого труда;

г) отсутствие четкого закрепления функций за исполнителями.

 

8. Какие структуры можно назвать "внутренними рынками"?

а) матричные;

б) дивизиональные;

в) многомерные организации;

г) сетевые.

 

9. Производственная департаментализация основана на:

а) создании временных подразделений;

б) разделении по видам деятельности;

в) разделении по продукту;

г) привязке к конкретному рынку.

 

10. Какие структуры можно назвать гибкими?

а) продуктовые;

б) структуры на базе стратегических единиц бизнеса;

в) структуры, ориентированные на потребителя;

г) проектные.

 

Тест 5

 

1. Что из перечисленного ниже не относится к внутреннему вознаграждению:

а) продвижение по службе;

б) удовлетворение от работы;

в) осознание успеха;

г) чувство исполненного долга.

 

2. В какой из теорий мотивации потребности человека объединены в первичные и вторичные:

а) теория потребностей Д. Мак Клелланда;

б) двухфакторная теория Ф. Герцберга;

в) пирамида потребностей А. Маслоу;

г) теория Альдерфера.

 

3. Кто из разработчиков теорий мотивации сосредоточил своё внимание лишь на потребностях высшего уровня:

а) А. Маслоу;

б) Д. Мак Клелланд;

в) Ф. Герцберг;

г) Альдерфер.

 

4. Какие факторы, по мнению Ф. Герцберга, не оказывают существенного внимания на повышение мотивации:

а) заработная плата;

б) высокая степень ответственности;

в) возможность профессионального роста;

г) творческий характер работы.

 

5. Какая из мотивационных теорий строится на предположении, что человек направляет свои умения на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счёт своих потребностей:

а) модель Портера-Лоулера;

б) теория ожидания;

в) теория справедливости;

г) теория Альдерфера.

 

6. Какая рекомендация может быть дана менеджерам, исходя из теории справедливости:

а) заработную плату выдавать сотрудникам «в конвертах»;

б) сделать «открытой» всю информацию о системах оплаты и премирования;

в) не платить сотрудникам премию;

г) сделать «закрытой» всю информацию о вознаграждении сотрудников.

 

7. Какое из приведённых ниже утверждений вытекает из модели Портера-Лоулера:

а) удовлетворение является следствием хорошо выполненной работы;

б) хорошо выполненная работа является следствием удовлетворения;

в) удовлетворённые работники трудятся более продуктивно;

г) удовлетворённые работники трудятся менее продуктивно.

 

8. Какой из методов не относится к методам мотивации;

а) экономический;

б) социальный;

в) целевой;

г) портисипативный.

 

9. Какая из приведённых ниже характеристик работы не относится к числу характеристик снижающих мотивацию:

а) низкая потребность в навыках;

б) чрезмерно высокие требования к работнику;

в) высокий престиж работы в обществе;

г) низкая заработная плата.

 

10. Какие потребности человека удовлетворяются с помощью метода привлечения к управлению:

а) физиологические;

б) безопасности;

в) экономические;

г) самовыражения.

 

Тест 6

 

1. Является ли контроль одной из основных функций управления?

а) является;

б) нет;

в) иногда да, иногда нет;

г) это зависит от размера организации.

 

2. Если в должностной инструкции менеджера специально не выделено отдельным пунктом, что он контролирует деятельность своих подчинённых, должен ли он выполнять функции контроля?

а) нет, не должен;

б) если получил устное указание высшего руководства, только тогда должен это делать;

в) должен, даже если это не записано;

г) по своему желанию.

 

3. Что является главным назначением контроля?

а) наказание виновных;

б) принуждение подчинённых к действию;

в) ограничение подчинённых;

г) предупреждение возникновения кризисных ситуаций.

4. Какой вид контроля направлен на управление будущим для обеспечения длительного функционирования организации?

а) контроллинг;

б) заключительный контроль;

в) самоконтроль;

г) текущий контроль.

 

5. Контроль ресурсов осуществляется во время:

а) заключительного контроля;

б) текущего контроля;

в) предварительного контроля;

г) предварительного, текущего и заключительного контроля.

 

6. Системы с обратной связью:

а) имеют цели;

б) не имеют цели;

в) могут иметь, а могут не иметь цели;

г) не имеют чётко сформулированные цели.

 

7. Самоконтроль, осуществляемый менеджерами организации можно отнести:

а) к внешнему контролю;

б) к внутреннему контролю;

в) к взаимному контролю;

г) к внешнему, внутреннему и взаимному контролю.

 

8. Если организация достигла поставленных в плане целей, то менеджеры выберут следующие действия:

а) изменят критерии и стандарты;

б) ничего не будут менять;

в) будут устранять отклонения наиболее подходящим способом;

г) пересмотрят стандарты и устранят отклонения.

 

9. Если от членов коллектива требуется творческий подход к делу, нужно ли менеджеру ужесточить систему контроля за их дисциплиной?

а) да, нужно;

б) да, нужно, но делать это надо незаметно;

в) нет, жёсткая система контроля за дисциплиной привлечёт больше внимания к формальным элементам дисциплины, а на творчестве отразится отрицательно;

г) нет, менеджеру стоит подумать над гибкой системой контроля дисциплины и качества труда.

 

10. Можно ли использовать данные контроля для вознаграждения подчинённых?

а) да можно;

б) нет нельзя.

Тест 7

1. К какой категории менеджмента относится решение?

а) к функциям;

б) к методам;

в) к связующим процессам;

г) к принципам.

 

2. Какой из принципов принятия решений наиболее предпочтителен в управлении современной организацией?

а) единоначалие;

б) единогласие;

в) принцип большинства;

г) консенсус.

3. Принятие интуитивных решений основано на:

а) ощущениях;

б) знании;

в) опыте;

г) анализе.

 

4. Процедура принятия решения начинается с:

а) прогнозирования ситуации;

б) социологического обследования;

в) диагностики проблемы;

г) анализа альтернатив.

 

5. Метод мозгового штурма используется для:

а) выработки единого мнения;

б) оптимизации управленческого решения;

в) подбора альтернатив;

г) улучшения психологического климата в коллективе.

 

6. На основе прошлого опыта принимаются решения:

а) рациональные;

б) интуитивные;

в) незапрограммированные;

г) решения, основанные на суждениях.

 

7. Что в большей степени позволяет обеспечить реализацию решения?

а) привлечение подчиненных к обсуждению проблемы;

б) получение максимального количества информации;

в) связи по кооперации;

г) настойчивость руководителя.

 

8. Какого типа решения предусматривают принципиально новое мышление?

а) селективные;

б) инновационные;

в) рутинные;

г) адаптационные.

 

9. Как называется управление, при котором решается проблема, возникающая из несовпадения цели и ситуации?

а) целевое;

б) ситуационное;

в) реактивное;

г) управление по отклонениям.

 

10. Кто принимает организационное решение?

а) любой человек;

б) менеджер;

в) только руководитель высшего звена;

г) организатор производства.

Тест 8

 

1. Сколько времени руководители тратят на коммуникации?

а) не больше 5%;

б) от 5 до 10%;

в) от 50 до 90%;

г) 100%.

 

2. Коммуникации между отделом маркетинга и бухгалтерией относятся:

а) к межличностным коммуникациям;

б) к организационным коммуникациям на одном уровне;

в) к коммуникациям с внешней средой;

г) к организационным коммуникациям на разном уровне.

 

3. Насколько точно передаётся информация по неформальным каналам (при помощи слухов), если она не носит личного характера?

а) точность передачи 80-99%;

б) точность передачи 1%;

в) точность передачи 8%;

г) точность передачи 20%.

 

4. Кто осуществляет декодирование в процессе прямой связи?

а) отправитель;

б) получатель;

в) и отправитель и получатель;

г) никто.

 

5. Выберете из предложенных вариантов ответа тот, который на языке теории передачи информации можно назвать «шумом»?

а) тихо и невнятно произнесённая фраза;

б) громко и чётко произнесённая речь;

в) хорошо работающий телефон;

г) использование всем известной абревиатуры.

 

6. Что такое семантические барьеры?

а) это преграды, связанные с неправильным толкованием смысла слов;

б) это отсутствие навыков слушания;

в) неадекватное использование жестов;

г) неправильное использование мимики.

 

7. Что можно отнести к обратной связи в организации?

а) распоряжения вышестоящего руководителя;

б) приказы директора;

в) опрос работников;

г) совет начальника.

 

8. Если в группе из пяти человек необходимо решать творческие задачи, какой тип коммуникационной сети подойдёт лучше всего?

а) «цепь»;

б) «звезда»;

в) «круг»;

г) «шпора».

 

9. Как можно назвать коммуникационную роль, если работник занимает ключевые позиции, в том числе и на неформальной основе, между группами?

а) «сторож»;

б) «лидер мнения»;

в) «космополит»;

г) «связной».

 

10. К невербальным средствам коммуникации можно отнести:

а) смысл сказанных слов;

б) мимику, жесту, позы, взгляды;

в) компьютер;

г) принтер.

 

Тест 9

 

1. Каков главный признак неформальной организации?

а) существование лидера в организации

б) социально-психологические отношения между людьми

в) противодействие решениям, принятым администрацией

г) отношения между людьми не зафиксированные в организационных положениях

д) высокая дисциплина труда

 

2. Информация – это:

а) степень неопределенности ситуации

б) взаимосвязь управляющей и управляемой систем

в) функционирование прямой и обратной связи

г) совокупность сведений, используемых в управлении

д) форма отражения проблем управления

 

3. Власть – это:

а) способность человека влиять на поведение других людей

б) право распоряжаться ресурсами

в) атрибуты организации управления – полномочия

г) социально-психологические характеристики, определяющие лидерство менеджера

д) право отдавать приказания

 

4. Лидерство – это:

а) поведение менеджера в конфликтной ситуации

б) потребность группы в неформальном управлении

в) возможность управления, опираясь на неформальные отношения

г) влияние авторитетом, уважением, признанием

д) сосредоточение внимания на стратегических проблемах

 

5. Ролевая структура организационного поведения проявляется:

а) в лидерстве

б) в четкой организации работы

в) в осознании человеком своего положения в группе

г) в квалификационной структуре группы

д) в распределении функций и степенней ответственности

 

6. Столкновение противоречивых или несовместимых интересов - это

а) конкуренция

б) спор

в) ссора

г) стресс

д) конфликт

 

7. Компромисс - это

а) стратегия разрешения конфликта

б) тактический способ разрешения конфликта

в) метод разрешения конфликта

г) вид конфликта

д) стиль руководителя по разрешению конфликтов

 

8. Эмоциональный стресс возникает в ситуации:

а) опасности

б) информационных перегрузок

в) накопления критической массы усталости

г) болезни (астмы, гипертонии и т. д.)

 

9. Потребность в самоуважении удовлетворяет следующий метод руководства:

а) влияние через вознаграждение

б) влияние через убеждение

в) влияние через участие

г) принуждение

 

10. Одним из ключевых факторов этой модели является зрелость последователей, которая определяется наличием у людей желаний и способностей. О какой модели управления идёт речь?

а) Блейка и Моутона

б) Хауса - Митчелла

в) Херси и Бланшара

г) Врума – Йеттона - Яго

д) Фидлера

 

11. Основное отличие данной модели – это её ориентированность только на один аспект лидерского поведения: привлечение подчинённых к участию в принятии решений. О какой модели управления идёт речь?

а) Блейка и Моутона

б) Хауса - Митчелла

в) Херси и Бланшара

г) Врума – Йеттона - Яго

д) Фидлера

 

12. Эта модель строится на том, что лидерство ситуационно, т. е. три ситуационных переменных в сочетании с двумя стилями лидерства дают восемь типов ситуаций. О какой модели управления идёт речь?

а) Блейка и Моутона

б) Хауса - Митчелла

в) Херси и Бланшара

г) Врума – Йеттона - Яго

д) Фидлера

 

13. По данной модели эффективный лидер – это тот, кто помогает подчинённым идти путём, ведущим к цели. О какой модели управления идёт речь?

а) Блейка и Моутона

б) Хауса - Митчелла

в) Херси и Бланшара

г) Врума – Йеттона - Яго

д) Фидлера

 

 

Домашняя работа №1

 

 

Начиная с первого курса, студенты получают возможность приобретения навыков и умений, которые помогут им в дальнейшем стать высококвалифицированными специалистами. Знание себя, своих возможностей, способность принимать правильные решения в сложных ситуациях, реальность в оценке происходящих событий, умение планировать карьеру – основные слагаемые успеха. Первым шагом к приобретению вышеперечисленных знаний и умений является подготовка студентами 1-го курса домашней работы по дисциплине «Теория менеджмента».

Целью выполнения домашней работы является разработка студентами персональной стратегии достижения ступеней и этапов карьеры, включающей в себя: составление жизненного плана, постановку профессиональных целей, обоснование соответствия личных склонностей и способностей по выбранной специальности.

К основным задачам домашней работы относятся следующие:

- приобретение студентами теоретических знаний в области менеджмента;

- ознакомление с практической деятельностью менеджера;

- изучение основных подходов к формулированию и постановке жизненных целей;

- выявление и анализ сильных и слабых способностей индивида;

- получение навыков разработки индивидуального алгоритма достижения личных и профессиональных целей.

Структура домашней работы включает введение, пять основных разделов, заключение и список литературы. В приложениях 1, 2, 3 приведены образцы оформления титульного листа, содержания и списка литературы домашней работы по курсу «Теория менеджмента»

Во введении студентам предлагается обосновать актуальность вопросов, связанных с формированием системы эффективного управления. Здесь необходимо раскрыть содержание основных понятий – «управление», «менеджмент», «менеджер»; дать характеристику основным принципам и функциям управления, выделить основные качества и черты характера, которыми должен обладать современный идеальный менеджер. В данной части обязательно должны быть сформулированы цель и задачи выполняемой домашней работы как формы практической реализации навыков и умений, полученных ими на первоначальном этапе получения теоретических и практических знаний.

В первом разделе студентам необходимо подготовить персональное резюме, учитывая существующие требования к его составлению и оформлению. Пример оформления персонального резюме представлен в приложении 4.

Идеально составленное и оформленное резюме представляет собой своеобразный шедевр. Многие люди годами оттачивают каждое слово, фразу, чтобы добиться желаемого результата. Резюме обычно составляет в хронологическом порядке и содержит следующие общепринятые блоки.

Личные данные. Указываются имя, должность (если она уже имеется), краткие сведения о себе: возраст, семейное положение, адрес, номера контактных телефонов, электронный адрес (если есть).

Цель (данный пункт не всегда обязателен, но желателен). Написать, на какую должность и почему Вы претендуете.

Образование (в обратном хронологическом порядке). Для студентов первым пунктом идёт указание вуза, в котором они в настоящее время проходят обучение. Далее следуют учебные заведения, различного рода курсы, при этом чем больше времени прошло со дня окончания, тем меньше места они занимают в резюме. Следует также указать, какие дипломы, свидетельства, сертификаты и т.п. выданы по окончанию обучения.

Опыт работы (в обратном хронологическом порядке). Следует отметить даты (месяц и год) поступления и окончания работы, название предприятия, отдел, должность и кратко описать выполняемые обязанности. Студенты могут указать опыт временной трудовой деятельности, практик, проходимых во время обучения.

Дополнительная информация. Рекомендуется заполнить пункты: владение иностранными языками, компьютером, наличие водительских прав.

Мои достижения (на обязательно, но желательно). Указываются награды, поощрения, благодарности за участие в олимпиадах, конкурсах по специальности, общественной жизни учебных заведений и т.п.

Научная деятельность (не обязательно, но желательно). Если студент принимал участие в научно-исследовательской деятельности, конференциях, имеет публикации и т.п., необходимо об этом написать в данном пункте.

Личные качества. Студент должен выделить те качества, которые соответствуют избранной профессии.

Основные требования к стилю написания резюме: краткость, конкретность, объективность, избирательность, честность.

Во втором разделе студентам необходимо определить, какие навыки, умения требуются для успешной работы по выбранной специальности. Для этого составляется перечень всех требуемых качеств в следующих сферах:

  1. Профессиональные знания и опыт.
  2. Социально-коммуникативные способности.
  3. Личные способности.
  4. Способности руководителя.
  5. Интеллектуальные способности.

Ниже приведён пример заполнения табличной формы (табл. 2)

Далее определяется приоритетность развития необходимых способностей (слабые стороны индивида). Подобный анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: