Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. В.А. Дегтярёва»
Кафедра Менеджмента
Теория менеджмента
(практикум)
Учебное пособие
Составитель:
Маслова А.В.
2012 год
Теория менеджмента (практикум): учебное пособие [текст] / Составители: А.В. Маслова – Ковров: ФГБОУ ВПО «КГТА», 2012. - ___с.
Учебное пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент. Пособие предназначено для методического сопровождения курса «Теория менеджмента» и включает в себя вопросы к семинарам, тестовые задания и ситуационные задачи, задания для самостоятельной работы студентов, методические указания по выполнению домашних работ, примерную тематику рефератов по дисциплине, вопросы к зачётам и экзамену, а также, подробный список литературы.
Рецензенты:
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярёва».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………………….…..4
Вопросы к семинарам ……………………………………………………………………….....6
Тесты ……………………………………………………………………..……………….…....10
Домашняя работа №1 ……………………………………………………………….……….22
Домашняя работа №2 …………………………………………………………………..…...25
Примерная тематика рефератов по дисциплине «Теория менеджмента»………….…26
Вопросы к зачёту №1 ………………………………………………………………….…....27
Вопросы к зачёту №2 …………………………………………………………………….... 27
Вопросы к экзамену ………………………………………..……………………………….28
Задания для самостоятельной работы студентов ………………………………….…...29
Литература ………………………………………………………………………..………..…54
Приложения ……………………………………………………………………………….….56
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Теория менеджмента» является частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента. При этом в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 – менеджмент программой дисциплины предусмотрены лекционные и практические занятия и более половины учебной нагрузки – самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студентов это – их планируемая познавательная учебная деятельность по приобретению, закреплению и практическому использованию новых для них знаний, умений и навыков, выполняемая студентами по заданию преподавателя и при его методическом руководстве без непосредственного участия.
Цель самостоятельной работы студентов – овладение навыками самостоятельной деятельности, формирование готовности к непрерывному профессиональному образованию и саморазвитию, становлений профессиональных компетенций.
Современный образовательный процесс заключается не только в том, чтобы дать знания, сформировать профессиональные умения и навыки будущих специалистов, развивать у них мышление, но и обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний. Формировать умения, самостоятельно пополнять знания, уметь ориентироваться в стремительном потоке информации – это одно из направлений совершенствования качества подготовки специалиста.
Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей является поисковая и исследовательская работа студента. В исследовательской работе студентов выделяют такие этапы, как написание рефератов, докладов, поисково-исследовательских работ. На этом этапе у студентов формируются навыки работы с учебной, научной литературой, умение анализировать и делать выводы.
Следующий этап исследовательской работы — проведение диагностики, мини-исследований и их анализ во время практических работ, т.е. проведение теоретических исследований поисково-исследовательского характера в процессе изучения дисциплин. На этом этапе студенты усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, приобретают навыки научной работы.
Приобретенные студентами навыки творческой, исследовательской работы помогут им быстро адаптироваться в будущей профессиональной среде, позволят им повышать профессиональный уровень, совершенствоваться, саморазвиваться, и зажгут, по словам К.Д. Ушинского, «в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Для современного общества усвоение студентом суммы разнообразных знаний по различным предметам представляется явно недостаточным. Те студенты, которые успешно освоят программы обучения, научатся самостоятельно применять свои знания в знакомой ситуации, но не будут уметь самостоятельно приобретать и умело применять их на практике, генерировать новые идеи, творчески мыслить, - не могут рассчитывать на успех в информационном обществе
Формирование творческого потенциала личности возможно только при условии смены приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого с учетом его особенностей и возможностей. Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых считается использование в работе со студентами методов учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность начинается с анализа фактов, явлений, их связей и отношений, осознания проблемы и исследовательской задачи. В основе учебно-исследовательской деятельности лежит решение учебных проблем и проблемных учебных задач, а также нахождение способов их решения. Преподаватель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Такой вид исследования ценен тем, что в процессе его осуществления формируются мировоззрение и нравственно-волевые качества личности.
Сегодня общество переживает серьезное преобразование системы ценностей и требует от каждого человека не только овладения профессиональными знаниями, навыками, но и способности к саморазвитию, проектированию опережающего развития собственной деятельности, гибкости, мобильности.
Поскольку исследовательская деятельность студентов способна оказывать влияние на их профессиональное и личностное становление, в период обучения в вузе формируются организационно-педагогические условия для развития у студентов первоначальных навыков исследовательской работы, формирования позитивного отношения к ней.
Первым шагом на пути формирования навыков исследовательской деятельности являются элементы исследований в работе студентов в рамках учебного занятия. Это может быть изучение дополнительной литературы, составление планов докладов, рефератов с последующим выступлением перед аудиторией, развитие общеучебных умений, связанных с формированием синтетических и аналитических способностей. Написание реферата преследует цель изучения современных тенденций развития и технологии менеджмента; развития навыков самостоятельной работы с информацией и навыков исследовательской работы.
Научно-исследовательская работа студентов способствует становлению их исследовательской культуры, так как повышает уровень их интеллектуальной активности и формирует умение овладевать научными знаниями, а также продуктивно использовать их в работе.
Для усвоения, закрепления и расширения полученных знаний по дисциплине «Теория менеджмента» студенту предлагается данное учебное пособие, содержащее вопросы к семинарам, тематику рефератов, список рекомендуемой литературы, тесты для контроля знаний, вопросы к экзаменам и зачётам, задания для домашних работ и самостоятельной работы студентов.
Зачёт или экзамен принимается только при условии выполнения домашней работы, написания и защиты реферата, а также наличия ответов на тесты. Для оформления ответов на вопросы тестов студент заполняет таблицу, вписывая правильный вариант по темам, отвечая на все вопросы тестов.
Таблица 1
Ответы на вопросы тестов
Номер теста | Номер вопроса | ||||||||||||
… | |||||||||||||
N |
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ