III. Структура и содержание дисциплины

№ п/п Раздел, тема дисциплины Содержание тем в дидактических единицах
Раздел 1. Введение в психологию  
11. Тема 1.1 Предмет, методы и задачи психологии   Психика и ее проявления. Психология как наука о законах психики. Фундаментальная и прикладная психология. Современные приемы и методы изучения психики. Гипотеза и выборка. Обзорные методы исследования. Психологические исследования и вопросы этики. Феноменологические исследования. Наблюдение и самонаблюдение. Естественный эксперимент. Полевой эксперимент. Лабораторный метод. Метод поперечных и продольных срезов. Сравнительно-культурные исследования. Экспериментальные методы. Проблема диагностических методов. Психологические тесты и их оценка. Интеллектуальные и личностные тесты. Проективные методы. Методы изучения продуктов деятельности. Общая характеристика психологии как науки; основные этапы раз­вития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предме­те психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания. Основные этапы развития психологии и ведущие современные направления. Психология изучения бессознательных процессов. Физиологическая психология. Поведенческая психология. Когнитивная психология. Психология деятельности. Психология индивидуальных различий. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Структура современной психологической науки.  
2. Тема 1.2 Развитие психики Эволюционное введение в психологию. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость, чувствительность, тропизмы, инстинкты. Научение и интеллектуальное поведение на разных ступенях развития животного мира. Этология - наука о поведении животных. Понятие импринтинга. Психические функции и среда. Эволюция нервной системы и психика. Развитие психики человека. Нервная система и психика. Эндокринная система и ее участие в психической деятельности.  
3. Тема 1.3 Структура психики человека   Сознание. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпи­рические характеристики сознания (пространственная, временная, инфор­мационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистиче­ская и динамическая модель. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Структура сознания и его основные психологические характеристики. Сознание и речь. Сознание и деятельность. Уровни психики: сознание, неосознаваемое, бессознательное. Не­осознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознавае­мым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные меха­низмы и факторы их осознания. Психические явления: психические процессы, психические свойства, психические состояния. Состояния сознания. Уровень бодрствования. Сон и сновидения. Фазы сна. Теории гипноза. Искажения и нарушения сознания. Галлюцинации. Сенсорная депривация. Психотропные препараты: депрессанты, стимулянты, галлюциногены; механизмы их действия и возникновение психологической и физиологической зависимости. Сознание и органические процессы. Развитие психики человека в онтогенезе. Развитие высших психических функций. Социальный, произвольный, опосредованный характер высших психических функций и их системное строение. Развитие сознания и деятельности человека.  
4. Тема 1.4 Психология речи и речевая деятельность   Язык и речь. Речь как специфический вид деятельности. Функции речи в жизни и деятельности человека. Механизмы порождения и понимания речи. Физиологические механизмы речи. Внешняя и внутренняя речь. Речь и психические процессы. Речь и психические состояния Виды речевой деятельности: диалогическая, монологическая, письменная, чтение. Развитие речи в онтогенезе. Стили речи и речевые особенности личности. Психосеман­тика, вербальное и невербальное общение Речь и психодиагностика.  
5. Тема 1.5 Научение и дея-тельность     Классическое обусловливание. Опыты на обусловливание. Условные и безусловные стимулы и реакции. Привыкание и сенситизация. Систематическая десенситизация как средство психотерапии. Оперантное обусловливание. Подкрепление. Работы Торндайка, Уотсона и Скиннера. Положительное и отрицательное подкрепление. Первичное и вторичное подкрепление. Продолжительное и парциальное подкрепление. Зависимость научения от схемы подкрепления. Наказание и его концепции. Последствия наказания. Стратегии поведения. Обусловленное научение. Модификация поведения. Виды научения: сенсорное, когнитивное, интеллектуальное. Попутное научение. Скрытое научение. Опыты Толмена. Социальное научение и работы Альберта Бандуры. Факторы, влияющие на научение: обратная связь, перенос, упражнение. Структура деятельности. Цель, мотив, предмет, условия деятельности. Действия и движения. Управление действиями и движениями. Модели опережающего отражения в работах физиологов и психологов. Автоматизация действий и формирование навыков. Изменение способов исполнения, контроля и регулирования действий. Действия и операции; механизмы регуляции действий и операций Взаимодействие навыков: положительный перенос и интерференция. Деавтоматизация навыков.  
Раздел 2. Психология познания  
6. Тема 2.1 Ощущения и вос-приятие   Ощущения и восприятие как психические процессы. Основные принципы классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Общее представление о восприятии;Предметное содержание образа восприятия. Методы исследования ощущений. Основные закономерности ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный нижний, верхний порог. Различительный порог чувствительности. Первый психофизический закон Вебера-Фехнера. Подпороговые ощущения. Методы измерения чувствительности. Изменение чувствительности в процессе деятельности: адаптация, сенсибилизация. Взаимодействие ощущений: синестезия и сенсибилизация. Компенсаторные возможности в области ощущений. Вопросы экстрасенсорной перцепции. Кожная оптика. Теории восприятия. Основные свойства восприятия: осмысленность, предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция. Научение и восприятие. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии; Восприятие в структуре деятельности. Виды восприятия. Восприятие цвета и пространства. Восприятие движения. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие времени. Анализаторные системы и восприя.Сенсорные синтезы и восприятие.  
7. Тема 2.2 Внимание и память   Общее представление о внимании; Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Произвольное внимание и его развитие. Методы изучения внимания. Внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когни­тивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внима­ние и деятельность; развитие внимания. Общее представление о памяти. Память как высшая психическая функция. Память как психический процесс. Физиологические основы памяти. Теории памяти. Виды памяти: образная, эйдетическая, моторная, эмоциональная, словесно-логическая. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Консолидация следов в памяти. Процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение. Непроизвольная и произвольная память. Экспериментальные методы исследования памяти. Память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность. Основные факты и закономерности памяти. Развитие памяти. Мнемотехника и нарушения памяти.  
8. Тема 2.3 Мышление и воображение   Мышление и познание. Предмет в методы исследования в психологии мышления. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления. Изучение мышления как познавательного процесса. Индивидуально-личностная детерминация мышления. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творче­ская личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, соз­нание и мышление; речь и речевая деятельность. Мышление и предметно-практическая деятельность. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Мыслительные процессы. Операции мышления. Формы мышления. Субъект мыслительной деятельности. Мышление и мотивация. Принцип единства аффекта и интеллекта. Мышление и самосознание. Мышление и установка. Теоретическое и эмпирическое мышление. Логическое и интуитивное мышление. Аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое мышление. Индивидуальные особенности и типы мышления. Методы исследования мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Воображение как познавательный процесс. Законы структурирования образа. Виды воображения: воссоздающее и творческое. Воображение и идеомоторные действия. Воображение и саморегуляция. Использование воображения в психотерапии.  
Раздел 3. Регуляция поведения и деятельности  
9. Тема 3.1 Мотивация   Потребность как источник мотивации. Потребности и эмоции. Эмоции как субъективная форма существования мотивации. Исследование мотивации в основных психологических направлениях: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Иерархия потребностей А.Маслоу. Мотивация в психологии деятельности. Биологические основы мотивации. Инстинктивное и основанное на научении удовлетворение потребностей в филогенетическом развитии и индивидуальном поведении. Специфика биологических потребностей человека. Социальная детерминированность и опосредованность интеллектом мотивации человека. Воспитание и условия мотивационного развития. Мотивация и ведущий вид деятельности. Смена ведущей мотивации и возрастные кризисы. Мотивационная сфера личности. Виды мотивов. Мотивы и цели деятельности. Проблема смыслообразования. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Установки и ситуативные факторы мотивации. Каузальная атрибуция. Фрустрация. Когнитивный диссонанс. Локус контроля. Уровень мотивации. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация в разных видах деятельности: игре, учении, труде, общении. Искажения в мотивационной сфере. Мотивы достижения, аффилиации, помощи, власти, агрессии. Цели личности и уровень притязаний. Изучение мотивации. Эмпири­ческие исследования мотивации.  
10. Тема 3.2 Эмоции и воля   Эмоции как специфическая форма психического отражения. Эмоции и регуляция поведения и деятельности. Основные направления развития представлений об эмоциях; История изучения психологии эмоций: Теории Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, Шехтера-Зингера, Арнольд, Изарда, теория стресса Г.Селье. Психология эмоций в отечественной науке: Выготский, Запорожец, Рубинштейн, Леонтьев, Анохин, Симонов. Функции эмоций: оценка, мотивация, активация, следообразование, защита, эвристическая функция. Экспериментальное изучение эмоций. Классификация эмоций. Эмоциональные состояния: аффективный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть. Стенические и астенические эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Методы изучения эмоций. Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями. Понятие воли в психологии. Воля и волевые действия. Структура волевых действий. Регулирующая, активизирующая и сдерживающая функции воли. Воля и волевые процессы. Признаки волевых явлений. Произвольные и волевые действия. Воля как высший уровень ре­гуляции. Волевые процессы и их изучение. Физиологические механизмы воли. Воля, психические процессы и свойства личности. Динамика волевой регуляции в онтогенезе. Практическое применение эмоционально-волевой регуляции и ее влияние на мотивационную сферу человека.  
Раздел 4. Личность и межличностное взаимодействие  
11. Тема 4.1 Личность, ее струк-тура и направленность   Понятие личности в системе человекознания. Личность в филосо­фии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференци­альной и социальной психологии. Личность как предмет психологического иссле­дования. Человек, индивид, личность. Индивидуальность личности. свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Структура личности. Активность и направленность личности. Интересы, убеждения и мировоззрение личности. Установки личности. Самосознание личности. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Методы изучения личности.  
12. Тема 4.2 Теории личности   Интернальные теории. Биологические теории. Психодинамическая теория личности. Ид, Эго, Супер-Эго. Защитные механизмы. Коллективное бессознательное и архетипы К.Юнга. А.Адлер, самопринятие и комплекс неполноценности. Экстернальные теории. Классический бихевиоризм. Теория социального научения А.Бандуры. Когнитивная теория Дж.Келли. Гуманистические теории. А.Маслоу: развитие и самоактуализация. Признаки самоактуализированной личности. Теория К.Роджерса: "организм" и самоотношение. Самоисполнение. Теория черт. Оценка индивидуальных различий. Идентификация черт. Факторный анализ. Типологический подход к изучению личности. Соматические теории: Кречмер, Шелдон, Куликов. Понятие об акцентуированной личности, К.Леонгард, А.Е.Личко.  
13. Тема 4.3 Свойства личности     Свойства, структура и типология личности. Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Типологические свойства. Типы темперамента. Проявления темперамента в онтогенезе. Характер и его структура. Физиологическая основа характера. Взаимодействие генетически обусловленных и приобретенных особенностей личности. Темперамент и характер в структуре личности. Способности, их основные концепции. Общие и специальные способности. Способности и задатки. Способности и наследственность. Проблема измерения способностей. Характерные ошибки диагностики интеллекта и способностей. Развитие способностей. Этические и педагогические проблемы при тестировании интеллекта и способностей.  
14. Тема 4.4 Общение и меж-личностное взаимодействие   Общение и его функции. Социальная перцепция. Когнитивные процессы и восприятие человека человеком. Формирование представлений о другом. Имплицитные теории личности. Социальные стереотипы. Атрибуция восприятия человека человеком. Атрибуция себя и теория самовосприятия. Общение и коммуникация. Невербальная коммуникация. Язык тела. Язык пространства. Интерактивная функция общения. Социальный контроль и социальные нормы. Роли и ролевые ожидания в процессах общения. Влияние в условиях межличностного взаимодействия. Проблема межличностной совместимости. Закономерности межличностного взаимодействия. Исследование процессов общения. Психологическая помощь при нарушениях процессов общения.  
       

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: