Примерный список заданий для практической части контрольной работы (для заочной формы обучения)

1. Проблемы периодизации психического развития в онтогенезе

Основной смысл разработки темы: рассмотреть периодизацию психического развития как ключ к решению психолого-педагогических проблем совершенствования системы воспитания и обучения детей, подростков и юношества.

Задача студента: основываясь на исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдщтейна раскрыть логику психического развития личности на разных ступенях онтогенеза, показав сензитивность определенных периодов развития личности к формированию интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферы.

2. Психологические закономерности развития личности в онтогенезе.

Основной смысл разработки, темы: анализ возрастных изменений с позиции оценки перемен в социальном положении ребенка, прослеживание периодов, сензитивных к различным типам ведущей деятельности и. анализ с этой точки зрения психологических особенностей детей дошкольного, младшего школьного, подросткового, старшего школьного возрастов.

Задача студента: не только констатировать факт существования тех или иных особенностей определена наго возраста, но и сконструировать, исходя из понимания, методические рекомендации для педагогов.

3. Психологические условия предотвращения и профилактики отклоняющегося поведения.

Основной смысл разработки темы: раскрыть психологический механизм отклоняющегося поведения, показать его специфику и определить эффективные возможности профилактики различных отклонений.

Задача студента: определить социально-психологические условия преодоления раннего алкоголизма и других отклонений в развитии личности.

4. Психологические особенности взаимоотношений руководителей и педагогов в коллективе школы.

Основной смысл разработки темы: раскрыть психологические характеристики разного типа взаимоотношений, складывающихся между директором и учителями, их учет в организации управления деятельностью педагогического коллектива.

Задача студента: определить важнейшие параметры системы взаимоотношений в педагогическом коллективе, разработав рекомендации по созданию в нем необходимого психологического климата.

5. Поведение учащихся VI-IX классов общеобразовательной школы в условиях различных уровней педагогически организованной совместной деятельности (УСД).

Основной смысл разработки темы: рассмотреть связь между уровнем совместной деятельности и поведением подростков во время совместного труда.

Задача студента: выявить на модели сопоставления II и III УСД (или I и III УСД) разницу в поведении подростков в трудовой деятельности, отражая эту разницу в процентном отношении негативных и позитивных поведенческих актов подростков за контрольное (45 минут) время общей работы. Работа требует использования методики УСД и методики стандартизированного наблюдения Бейлза. Число испытуемых - два класса (в сопоставлении).

6. Психологические особенности современного подростка и его воспитания.

Основной смысл разработки темы: выявить психологические черты личности подростка, так или иначе связанные с ведущей деятельностью подросткового возраста - социально актуальной, среди которых видное место занимает потребность признания во взрослом мире, утверждения своего «я».

Задача студента: определить основные виды и формы педагогически организованной деятельности, соответствующие возрастным психологическим особенностям подростка. Сформулировать рекомендации педагогам - классным руководителям н учителям, работающим с подростками.

7. Психологические особенности детей младшем школьного возраста и воспитание в этом возрасте.

Основной смысл разработки темы: освоить специфику организации воспитывающей деятельности, адекватной особенностям детей младшего школьного возраста. Поверхностный подход к учебно-воспитательному процессу в этот возрастной период приводит к стойкому падению интереса детей к учебе, их разобщенности в классе, усугублению недостатков семейного воспитания. Необходимой задачей классного руководителя - учителя и воспитателя младших школьников является формирование учебно-познавательной деятельности как ведущей, с использованием комплекса разных видов деятельности, куда входит не только учеба, но и труд, элементы самоорганизации, игра. Всем этим видам познавательная деятельность (ведущая в этом возрасте) придает свой смысл, мотивы и цель.

Задача студента: выявить специфику учебно-познавательной деятельности как ведущего типа, пути использования игры, труда и самоорганизации в ее коллективных формах. Результатом должны стать практические рекомендации по организации учебы и вне учебной работы с младшими школьниками.

8. Психология ранней юности и воспитание в этом возрасте.

Основной смысл разработки темы: определить основные психологические особенности старшеклассников (ранний юношеский возраст), связанные с ведущей деятельностью этого возраста - учебно-профессиональной - и основными потребностями этого периода, среди которых важное место занимает потребность осознания смысла жизни и потребность профессиональной и жизненной ориентации.

Задача студента: основываясь на выявленных особенностях психологии возраста, выделите основные виды и формы воспитывающей деятельности, соответствующие возрастной специфике юности. Сформулировать рекомендации педагогам - классным руководителям, учителям, работающим со старшеклассниками, руководителям кружков.

9. Психологическая характеристика типичных конфликтных ситуаций, возникающих в практике взаимоотношений учителя и школьников, условия и пути их преодоления.

Основной смысл разработки темы: выявление психологических причин конфликтных ситуаций, нахождение оптимальных путей их разрешения. Выделение, во-первых, группы конфликтных ситуаций, которых можно избежать за счет повышения психолого-педагогической культуры педагогов, и, во-вторых, конфликтов, педагогически оправданных, разрешение которых способствует успешному достижению педагогически важных целей.

Задача студента: наметить для школьного коллектива основные пути предупреждения конфликтных ситуаций и успешного разрешения конфликтов. Помочь своим коллегам повысить уровень психолога - педагогической культуры общения.

10. Психологические условия нравственного воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников.

Основной смысл разработки темы: выявить характерные особенности нравственного воспитания, состоящего в том, что формирование нравственных качеств есть формирование определенных отношений человека к другим людям и к деятельности. Таким образом, нравственное воспитание должно быть понято как главная цель воспитания, как стержень процесса воспитания личности, а не как одна из его сторон.

Задача студента: выработать рекомендации по организации нравственного воспитания в школе на основе учета психологических особенностей детей разных школьных возрастов. Определить условия, способствующие эффективности нравственного становления личности.

11. Психологические особенности педагогического общения.

Основной смысл разработки темы: определить основной принцип педагогического общения, необходимого для организации полноценного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Показать возможности и пути развития педагогического общения.

Задача студента: составить рекомендации педагогам по выработке умений педагогического общения. Раскрыть конкретные приемы развития способности педагога к общению с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: