1. www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm - сервер, посвященный Л.С. Выготскому
2. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html - Лаборатория психологии учения ПИ РАО
3. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html - Лаборатория изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах ПИ РАО
4. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html - Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО
5. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html - Лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО
6. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html - Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО
7. www.genesis.ru/pedologia/home.htm - Сайт журнала "Педология"
8. www.voppsy.ru/ Сайт журнала "Вопросы психологии"
9. virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0523.html - Статья Струкчинской Е.М. "Л.С. Выготский о педологии
10. flogiston.ru/arch/obukhova_1.shtml - Электронная версия книг Обуховой Л.Ф.
11. www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html - Сайт Центра психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии"
12. www.maro.newmail.ru/licnie_str/vvdavidov/index.htm сайт, посвященный В.В. Давыдову
13. www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html - Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ
14. www.pirao.ru - Сайт Психологического института РАО
15. maro.interro.ru/centrro - Центры развивающего обучения Международной общественной организации - Ассоциации "Развивающее обучение"
16. psychol.ras.ru - Сайт Института психологии РАН
17. www.pirao.ru - Сайт Психологического института РАО
18. www.psy.msu.ru - Сайт факультета психологии МГУ
19. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html - Группа исследования факторов формирования личности ПИ РАО
20. www.modelschool.ru/index.html_Модельная - Сайт Школы завтрашнего дня
21. www.kindgarden.ru/what.htm - Материалы по теме Школа Завтрашнего Дня
22. www.zankov.ru/center - Сайт Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова
23. elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822 - Сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ
24. www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html - Лаборатория психосемантики и общения факультета психологии МГУ
Приложение 1
Методика по изучению культурно-психологического потенциала
(взята из книги: Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. – М., 1993. –с. 56-59).
Цели:
а) определить особенности самооценки потенциальной силы психологических способностей и степени их осуществления в поведении;
б) выявить наименее и наиболее реализуемые культурно-психологические способности и стремления.
Инструкция
Серия А – оцените, пожалуйста, природную силу ваших психологических способностей (возможностей), выбирая ответ из шкалы возможных ответов:
1 2 3 4 5
очень слабая слабая средняя высокая очень высокая
На листе бумаг и вверху пишется фамилия и имя (по желанию), дата, место учебы (работы). Затем вы записываете номер вопроса, ставите тире и свой ответ цифрой, обозначающей выбранный по шкале ответ, например, № 1-4, № 2-3 и т.д.
Серия Б – по тем же вопросам таким же образом ставиться степень полноты осуществления этих записываете номер вопроса, ставите тире и свой ответ цифрой, обозначающей выбранный по шкале ответ, например, № 1-4, № 2-3 и т.д.
Серия Б - по тем же вопросам таким же образом оцените степень полноты осуществления этих способностей в вашей каждодневно жизни (в виде устойчивых культурно-психологических стремлений, знаний, умений). Записывайте ответы по серии Б рядом с ответами по серии А.
Вопросы серии А и Б
А – самооценка природной силы способности.
Б - самооценка степени осуществления способности в поведении (учитывается ближайший год).
СПОСОБНОСТЬ…
1 – четко осознавать и понимать себя, свои желания, характер, состояние;
2 – внимательно слушать другого, не теряя нити его размышления;
3 – гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями;
4 – смело пробовать себя в новом деле, в новых ситуациях;
5 – разумно планировать свое время, работу с учетом внешних и внутренних условий, способностей;
6 – регулярно, а не от случая, заниматься самовоспитанием;
7 – находить психологические причины своего настроения, ошибок;
8 – сохранять спокойную речь и ясную голову в конфликтных ситуациях;
9 – находить приемлемые, культурные способы отсутствия необходимых, «отрицательных» стремлений;
10 – создавать оригинальные идеи, необычные образы;
11 - ответственно и точно выполнять обещания и деловые соглашения;
12 – поддерживать в себе стремление к развитию личности, душевных и физических сил;
13 – чувствовать свое предназначение, свой жизненный путь;
14 – ясно, убедительно и уверенно высказывать свои мысли;
15 – быстро реагировать на свое плохое психическое и физическое состояние и находить способы его улучшения;
16 – практически осуществить свои новые идеи, создавать новые приемы работы;
17 – доводить важное дело до конца, отдавать силы в основном главным целям;
18 – самостоятельно преодолевать свои вредные привычки и развивать положительные.
Ключ
Изучаются сила и степень реализуемости-нереализуемости в поведении шести видов психологических способностей. Вместе с соответствующими стремлениями они составляют культурно-психологический потенциал человека. Данный потенциал является компонентом общекультурного потенциала личности и должен изучаться и рассматриваться в этом более широком контексте личности (см. методику «Культурологические стремления»). Исходя из нашего теоретического подхода можно признать, что в любом человека существует и полярный культурно-психологический потенциал.
№ | «Культурно-психологические способности» | Вопросы №№ |
I | К самопознанию, глубокому самоанализу | 1, 7, 13 |
II | К конструктивному общению | 2, 8, 14 |
III | К культурно-психологической саморегуляции | 3, 9, 15 |
IV | К творчеству | 4, 10, 16 |
V | К деловому поведению | 5, 11, 17 |
VI | К осуществлению саморазвития | 6, 12, 18 |