Социально-психологические особенности и мотивация доноров крови

В сегодняшней медицине, как и много годов назад, не теряет важности неувязка донорства крови и кроветворных клеток. Для того чтоб достигнуть продуктивности в исполении мероприятий по рекрутированию доноров, принципиально выявлять мотивированные группы возможных доноров.

В различных странах есть схожие данные, описывающие средний портрет донора крови. В Рф это здоровый человек среднего достатка, высшего либо среднетехнического образования в возрасте 20—50 лет. В Китае преобладают здоровые коренные обитатели мужского пола до 45 лет со средним и средне-специальным образованием. По большей части штат доноров Китая состоит из юных лиц, однократно либо нерегулярно прибегающих к донации крови. В Бразилии преобладают юные доноры, в большей степени мужчины, с высочайшим экономическим статусом. Понятно воздействие демографических причин на донацию крови[26]. Так, в Канаде были выявлены корреляции меж донацией крови и разными социогеографическими факторами. К примеру, согласно одному из проведенных исследовательских работ, в городках с огромным количеством эмигрантов зафиксированы более низкие характеристики по рекрутированию доноров. Но в силу неоднородности группы эмигрантов эти сведения требуют последующих уточнений. Посреди преимуществ больших городов отмечается большая доступность служб переливания крови. Кроме этого в исследовании подтверждаются данные о значимости образования в мотивации доноров, потому рекомендуется обращаться к более образованным группам населения с целью рекрутирования. В Нидерландах разница в демографических факторах меж постоянными и эпизодическими донорами представлена последующими данными: мужчины пореже отрешаются от донорства и в 5 раз почаще становятся постоянными донорами, чем дамы. Проживание в урбанистических районах и высочайший социоэкономический статус (высочайший доход, дорогостоящее жилище) преобладают у постоянных доноров крови. Таким образом, определенный уровень познаний о донорстве и высочайший социоэкономический статус, включая уровень образования, благоприятно влияют на уровень готовности к донорству компонент крови, также к донорству органов. В Австралии проводилось сопоставление готовности к схожей трансплантации и трансплантации от анонимного донора. Общими детерминантами для обоих типов пересадки оказались причины личности донора, его дела к донации, знакомства с реципиентом и донации крови либо органов в прошедшем.

Религиозная принадлежность доноров и предпочтение донации после гибели чаще связаны с желанием стать анонимным донором. Относительно воздействия религиозных убеждений на намерение стать донором органов сведения разнятся зависимо от страны и исследуемой религиозной группы. Так, в Израиле желание стать донором органов негативно коррелирует с религиозностью и не связано с полом и возрастом. Но члены семей, доктора и раввины (в восходящем порядке) настроены положительно в отношении схожей пересадки органов. В Пакистане, напротив, религия позволяет донорство органов, что находит отражение в мотивации более 1/3 взрослого населения страны стать донорами. По данным 1-го исследования в США, религиозность и традиции некординально оказывают влияние на намерение стать донором органа, при всем этом на решение о донорстве влияет представление человека о неприкосновенности тела после погибели. В другом южноамериканском исследовании дискуссируется сложность взаимодействия меж религиозностью, донорством и другими факторами, также доказывается сильное косвенное воздействие религиозности на намерение стать донором[10].

Донорство как одна из форм поведения человека подразумевает мотивацию подобного поведения. Предпосылки, побудительные стимулы к донации крови и органов интенсивно изучаются исследователями в последние годы.

Специалисты различают такие внутренние стимулы, как «мотивация к» и «мотивация от». Иными словами, мотив поступков любого человека – это либо чего-то достигнуть (я хочу иметь машину, чтобы передвигаться, когда хочу и куда хочу), либо чего-то избежать (я не хочу толкаться в метро, а с другой стороны, не хочу стоять в пробках). У разных людей эти типы мотивации проявляются в разных пропорциях[15]. Во многом это зависит от того, какие стимулы чаще поощрялись в детстве. Наша законодательная база, в целом, носит запретительный характер. Что, бесспорно, формирует среди населения общий фон мотивации избегания наказания. Такой инфантильности также способствует низкая правовая грамотность населения. Простая логика: «Если я не знаю, за что именно я получу наказание, я выберу ничего не делать». Это отражается на активности и добровольном участии в социальных программах.

Самый простой способ повлиять на участие в таких видах деятельности, как донорство крови – это предложить деньги. Экономический эффект наиболее очевиден и осязаем. Он воспринимается сразу и однозначно. Сдал кровь – получил деньги. Соответственно, в пунктах сдачи крови появляются люди, которые готовы это делать за деньги. Для которых это - способ заработка. Но этот эффект и самый краткосрочный. Нет денег – нет крови. Отмена выплат отсечёт доноров, ориентированных на вознаграждение. Они пойдут искать другие способы получения денег.

Согласно А. Маслоу, деньги и другие материальные блага, как средства обеспечения жизни, находятся на нижней ступени пирамиды потребностей[16]. Это то, что важно для всех, но не для всех является ведущим стимулом в принятии решений. Есть другие потребности – в общении, в признании, в самоактуализации. О чём это говорит? О том, что в пункты сдачи крови могут приходить люди, которые готовы быть донорами исходя из других мотивов. Кто-то ради здоровья. Потому что у него есть убеждение, что обновление крови способствует укреплению иммунной системы. Кто-то потому, что считает, что быть донором – это социально одобряемо и правильно. Ему важно чувствовать собственную значимость и полезность. Кто-то потому, что он называет себя донором и это уже его обязанность перед самим собой – соответствовать этому званию. Кто-то потому, что хочет кому-то помочь и это его посильный способ.

Чтобы привлечь таких доноров необходимо повысить значимость донорства. Информировать людей о возможности донорства и его ценностной составляющей. О мотиве здоровья, важности, самореализации, человеческой ценности, милосердия и пр. Важно также сделать этот процесс максимально безопасным. И снять тревогу перед ухудшением самочувствия или причинением ущерба здоровью. Повысить уровень сервиса и внимания к донорам. Это всколыхнёт достаточно большой пул людей, которые придут в пункты переливания крови. Не потому, что за это платят, а потому, что это важно именно для них. Известно, что когда человек что-то делает только за деньги – его лояльность к этому процессу очень низкая. Он будет там, где платят больше за те же или меньшие усилия. Но если он что-то делает для себя важное, то это будет происходить регулярно на протяжении длительного времени. А сформировать «привлекательный образ донорства» – это системная и достаточно сложная задача, которая требует вложения серьёзных ресурсов. И эффект от данных мероприятий всегда будет отложен во времени. Государство обязано быть готовым к таким задачам.

Врачи, возможно, не верят в эффективность государственных мер и уже давно стимулируют приток желающих сдать кровь самостоятельно. Фактически сейчас распространена схема «мягкого шантажа» родственников людей, которым необходима операция. Называется она – «приведи столько-то друзей на сдачу крови, и мы проведём операцию». Естественно, законодательно это не закреплено. Но на уровне внутренних законов работает безоговорочно. Безусловно, врачи идут на это не оттого, что запасы крови достаточны и быстро восполняются.

Вывод можно сделать простой: уменьшение выплат за донорство приведёт к оттоку доноров из пунктов переливания крови. Для сохранения потока желающих сдать кровь необходима реализация других мер. Неправильно и совершенно неэффективно перекладывать задачу пополнения банка крови целиком на плечи самых незащищённых в данной ситуации людей – на пациентов больниц и их родственников[13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: