Крещение и христианизация Руси при св. князе Владимире

Наша страна не имела тогда духовного центра, тогда как все “соседи” определились с направлением религии. Проводить реформу такого типа было необходимо. Так как без духовного стержня наша страна расползалась и власть приходилось подтверждать оружием (древляне 945, вятичи 982, многочисленные походы Святослава)

Летопись повествует, что Владимир приказал поставить в Киеве пантеон языческих богов. Перуна-бога русов, Велеса, Херса, Даждьбога и Стрибога- божеств которых чтили многие славянские племена. Причем стали совершаться кровавые жертвоприношения, чего в Киеве раньше не было. Возможно Владимир считал сделать культ более внушительным для остальной языческой Руси. Сама языческая жизнь Владимира показывает, что сам он имел много жен – отнюдь не христианский пример. Но после похода на ятвагов впечатление Владимира о христианстве изменилось. Было решено принести человеческую жертву богам языческим. И выбор пал на Ивана – сына варяга-христианина. На это христианин твердо ответил, что ваши боги дерево, пусть они сами придут и возьмут сына из рук моих” разъяренные язычники растерзали Варяга Феодора и его сына Ивана. С этого момента Владимир начинает охладевать к славянскому язычеству. Летописец приводит красочный рассказ о выборе вер, судя по этому описанию собеседникам Владимира было заранее известно, что русский князь хочет принять новую веру

Крещение руси при св. Владимире: Предположение проф. Голубинского,что никакого выбора вер не было я считаю ошибочным. Т.к. в своих размышлениях проф. Голубинский ставит под вопрос возможность дальнего путешествия в Константинополь. Наши предки давно знали путь из “варяг в греки.”, были и совместные нападения на Византийскую империю, но как подметил историк Карамзин в книге, что “славяне хоть и грабили Византию, но они смогли приобрести для себя, получив от Византийской империи самое главное сокровище – православную веру.[52]” Также в книге “Иосипон” – трактате 10 века составленном в Крыму на древнееврейском языке есть подтверждение того, что выбор вер все-таки был.

Итак, согласно (повести временных лет) выслушав послов от каждой религии, Владимир решил направить своих послов: " Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо [53] ".

Начались переговоры Византийского посольства, (которое возглавил митр. Феофилакт), и русского в 987г.в Киеве. Летопись прп. Нестора об этих переговорах не сообщает ничего, но они сохранились в хрониках Яхьи Антиохийского, армянская хроника Степаноса-Асохьика, арабская хроника Ибн-Мискавейха. Все эти хроники свидетельствуют то, что эти переговоры завершились крещением Владимира и его дружины и женитьбой на сестре императора - Анне. Повесть временных лет указывает на захват Владимиром г.Херсонес и поставил Византии ультиматум, но вскоре “разболелся глазами и ничего не видел”[54], а после крещения прозрел со словами “теперь я узнал Бога истинного” и женился на Анне. Хроники Яхьи Антиохийского ничего не говорят о походе Владимира на Херсонес. Такую нестыковку может обьяснить сочинение 12 века Иакова Миха “Память и похвала великому князю Владимиру” – о том, что Херсонес (Корсунь) он взял в 989 году,через год после крещения Руси и через 2 года после своего крещения:

Сохранилось и свидетельство Византийской церкви касательно латинян. Оно было озвучено Владимиру во время его крещения: “Не принимай же учения от латинян, - учение их искаженное: войдя в церковь, не поклоняются иконам, но, стоя, кланяются и, поклонившись, пишут крест на земле, и целуют, а встав, становятся на него ногами, - так что, ложась, целуют его, а встав - попирают, Этому не учили апостолы; апостолы учили целовать поставленный крест и чтить иконы. Ибо Лука евангелист первый написал икону и послал ее в Рим. Как говорит Василий: "Чествование иконы переходит на ее первообраз. Больше того, называют они землю матерью. “[55]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: