Тема 14. Трансформация зарубежной классики в русской литературе (“Золотой ключик” А. Толстого, “Айболит” К. Чуковского, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова)

А.Н. Толстой и традиции Карло Коллоди

История сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения деревянной куклы» началась в 1923 году, когда Толстой отредактировал перевод сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». По словам Маршака, «он как бы играл с читателем в какую-то веселую игру, доставляющую удовольствие прежде всего ему самому». В итоге «роман для детей и взрослых» (по определению автора) и сегодня остается одной из любимых книг читателей. В 1939 году Московский театр для детей поставил пьесу «Золотой ключик»; в том же году был снят одноименный кинофильм с использованием мультипликации.

Сказка Толстого отличается от назидательной сказки Коллоди прежде всего своим стилем, в частности ироничным отношением ко всякому нравоучению. Пиноккио в награду за то, что стал наконец «хорошим», превращается из деревянной куклы в живого мальчика; Буратино же хорошо и так, и поучения Сверчка или Мальвины – совсем не то, что ему нужно. Он, конечно, деревянный и потому не очень разумный; зато он живой и способен быстро расти умом. В конце концов оказывается, что он вовсе не глуп, напротив, сообразителен и быстр в решениях и поступках. Писатель переименовал героя: Пиноккио превратился в Буратино. Это по мнению папы Карло, счастливое имя; те, кто носит его, умеют жить весело и бес­печно. Талант так жить при отсутствии всего, что обычно составляет фундамент благополучия – образованного ума, приличного воспитания, богатства и положения в обществе, – выделяет деревянного человечка из всех остальных героев сказки.

В сказке действует большое количество героев, совершает множество событий. В сущности, изображается целая эпоха в истории кукольно-бутафорского Тарабарского королевства.

И положительные, и отрицательные герои сказки обрисованы как яркие личности, их характеры четко выписаны. Заметим, что автор выводит своих «негодяев» парами: рядом с Карабасом Барабасом появляется Дуремар, неразлучны лиса Алиса и кот Базилио.

Герои изначально условны, как куклы; вместе с тем их действия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передающими их психологическую жизнь. Иными слова, оставаясь куклами, они чувствуют, размышляют и действуют, как на­стоящие люди.

Добро и зло четко разведены, при этом и отрицательные герои вызывают симпатию; поэтому непримиримый конфликт между героями развивается легко и весело. Широко используется в сказке комизм положений - самая доступная для де­тей форма комического.




double arrow
Сейчас читают про: