double arrow

ТЕМА 2. Конкурентоспособность туристской дестинации . Подходы к анализу поведения туристов

2

Туристский потенциал и туристские ресурсы дестинации определяют основные условия туристского предложения территории. При формировании различных видов туристского продукта в виде многообразных туристских услуг требуются соответствующие им туристские ресурсы. Одни виды туризма требуют уникальных природных ресурсов, другие – природных и искусственно созданных человеком ресурсов, третьи – наличия объектов культурного наследия, четвертые – совокупности всех вышеперечисленных ресурсов. Другими словами, для того, чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов. Туристские ресурсы – природно-климатические, социо-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить различные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы, как доступную часть туристского предложения, так и его вероятную часть, не использующуюся в настоящее время по объективным причинам, но имеющую вероятность использования в дальнейшем.

Ресурсный потенциал сферы туризма представляет собой сложное, многоаспектное явление. Ресурсный потенциал сферы туризма можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает сфера туризма в масштабах страны, региона, предприятия, необходимых для осуществления деятельности по предоставлению качественного обслуживания туристов.

Туристские ресурсы можно разделить на следующие основные группы:

v природно–географические;

v культурно-исторические;

v социально-экономические;

v материально-технические;

v трудовые ресурсы.

К первой группе следует относить собственно туристские территории, памятники природы, водные и воздушные ресурсы, флору и фауну. Ко второй группе ресурсов относятся объекты культурного и исторического наследия, музеи, памятники истории и архитектуры и пр. В группу социально-экономических ресурсов включаются средства и условия осуществления туристской деятельности, в том числе – финансовые ресурсы. Материально-технические ресурсы включают в себя транспортные возможности, в том числе и инфраструктуру, средства размещения, индустрию питания и развлечений, розничную торговлю и т.д. Трудовые ресурсы являются необходимым и важнейшим условием осуществления туристской деятельности и включают в себя как кадры, работающие в туризме, так и возможности их подготовки.

Первоначальной основой развития туризма являются, бесспорно, природные и географические условия. Не случайно туризм на ранней стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности населения. Трудовые ресурсы создают возможность обеспечения туристских потребностей обслуживающим персоналом. Однако без развитой материально-технической базы туризма нормальное функционирование сферы туризма невозможно.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально рационально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

v аттрактивность (привлекательность);

v климатические особенности;

v доступность;

v степень изученности;

v экскурсионная значимость;

v пейзажные и экологические характеристики;

v социально-демографические характеристики;

v потенциальный запас данного вида ресурсов;

v способ использования и др.

Туристские ресурсы динамичны и способны приобретать новые качества путем преобразований, проводимых организаторами туризма с целью их обустройства и приспособления для использования в новых видах туристской деятельности. Чем большим ассортиментом различных туристских ресурсов располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и для увеличения продолжительности их пребывания.

Следует отметить, что потребление туристских ресурсов происходит в месте их непосредственного размещения, поэтому вопросы сохранения и воспроизводства туристских ресурсов принимающих территорий играют важную роль.

Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов вся территория России была распределена на туристские экономические районы и зоны потенциального развития туризма федерального значения[1].

В соответствии с картой туристских ресурсов должна производиться паспортизация зон перспективного развития туризма. Цель зонирования территорий и их паспортизации – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, там, где туризм является основной статьей национального дохода. Рассматривая экономические районы (федеральные округа) РФ с точки зрения развития въездного и внутреннего туризма (табл. 4.1, табл. 4.2), можно отметить, что каждый экономический район (федеральный округ) обладает уникальными природными ресурсами, определенной емкостью рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов. Однако для увеличения туристских потоков в данных районах необходимо совершенствование материально-технической базы туризма. В отдельных федеральных округах РФ, благодаря их природной уникальности, могут развиваться определенные виды туризма, которые, даже при самом высоком уровне инфраструктуры туристской индустрии, не смогут быть реализованы в других экономических районах.

Возможность сегодняшнего использования туристских ресурсов в России различается по экономическим районам (табл.4.2)[2].Оценку туристского потенциала определенных экономических районов осуществляют на основе характеристик емкости рекреационно-познавательных ресурсов, емкости природно-рекреационных ресурсов, вместимости материальной базы, географического положения, степени привлекательности для основной части туристов.

В соответствии с данными табл. 4.2 наибольшей емкостью туристско-рекреационных ресурсов обладает Центральный экономический район (38,5% всей вместимости). При этом необходимо учесть, что наличие туристско-рекреационного потенциала еще не определяет возможность и необходимость строительства предприятий туристского бизнеса. Для развития туризма данный потенциал является необходимым, но не единственным фактором. Нужен также спрос на услуги, предоставляемые туристско-рекреационным хозяйством, материальные и финансовые ресурсы, транспортные и энергетические коммуникации, трудовые ресурсы и т.д. Эффективное освоение туристско-рекреационных возможностей может быть успешным только при наличии выше перечисленных факторов, тогда эти ресурсы являются предпосылками для развития туризма и смежных отраслей.

По мнению многих ученых, занимающихся проблемами развития туризма, Россия располагает значительным туристским потенциалом и в стране есть все ресурсы, необходимые для успешного устойчивого развития. Однако существует и другая оценка туристских ресурсов России, ставящая под сомнение данное утверждение. В качестве доказательства приводятся следующие доводы:

v в России не принята единая терминология, соответствующая международной, и не унифицированы количественные и качественные показатели туристских ресурсов;

v после распада СССР Россия потеряла около 1/3 высокоактивных и ранее доступных туристских ресурсов;

v часть привлекательных туристских ресурсов, находящихся в зоне межнациональных конфликтов Кавказского региона, временно не учитывается в едином туристском пространстве России;

v многие туристские ресурсы РФ, обладая выигрышными атрибутами экзотики или уникальности, проигрывают зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене;

v значительная часть нашей страны находится в зоне мало комфортного климата;

v в целом крайне неблагоприятна экологическая обстановка в крупных и средних городах – центрах туризма.

Несмотря на огромную территорию страны, емкость благоприятных, доступных, экологически чистых туристских ресурсов весьма скромная. Они расположены в основном в Европейской части России. Благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают лишь 8-11% территории РФ, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства[3].

Таким образом, обладая огромным территориальным пространством, Россия является действительно обладателем значительного туристского ресурсного потенциала. Однако для развития массового туризма используется пока лишь 1/10 часть ее территории, где туристские ресурсы доступны, в меру комфортны, привлекательны, но испытывают рекреационные нагрузки, превышающие предельно допустимые и в ряде случаев сильно загрязнены. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы безопасности развития туризма и сохранения туристских ресурсов.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Высокий потенциал развития туризма, который характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов. Кроме того, развитие туризма зависит от доступности туристских центров с точки зрения существующих и развивающихся коммуникаций современных и перспективных видов транспорта в международном и внутреннем туризме, а также уровня необходимых затрат времени средств туристов на путешествие по данному региону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: