Методические рекомендации. Цель и задачи МДК 01. 01. Основы строительного производства – подготовка квалифицированных специалистов

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Цель и задачи МДК 01.01.Основы строительного производства – подготовка квалифицированных специалистов, владеющих знаниями в сфере организации строительного производства.

В разделе «Технология строительных работ» изучаются основные понятия видов, назначение и краткая характеристика строительных работ, последовательность выполнения общестроительных работ, последовательность выполнения отделочных работ, последовательность выполнения специальных работ.

Для проведения открытого занятия по теме: «Последовательность проведения общестроительных работ» мной была выбрана форма проведения лекционного занятия с использованием игровых технологий (занятие-соревнование). Данная форма проведения занятия способствует обобщению и систематизации новых приобретённых знаний: строительно-организационных и нормативных понятий, терминов, определений; помогает выявить уровень подготовки студентов к профессиональной деятельности, а также способствует формированию развивающих и воспитательных целей – активизации познавательной деятельности студентов, развитию творческого и логического мышления, воспитанию интереса к своей будущей профессии.

Тип занятия теоретического обучения – изучения нового учебного материала.

Вид занятия – лекция

Форма проведения: занятие– соревнование.

Методы обучения – словесные, наглядные и практические.

Обеспечение занятия: дидактические материалы – вопросы и задания на карточках, нормативные документы, средства мультимедиа.

Структура организации игры

Выбор игры

На этом этапе происходит отбор содержания материала для игр на основе изучения преподавателем программы, тематического плана, методической литературы. Определив игры, соответствующие программному материалу, преподаватель должен четко себе представить, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры

А) Предварительная подготовка студентов к игре. Не все игры содержат этот этап. Задача преподавателя заключается в том, чтобы все студенты понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Но здесь надо дать больше самостоятельности студентам, поставив проблему. Самое главное, на мой взгляд, это поддержать у них высокий тонус в познании.

Б) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы); проверить готовность студентов к игре.

3. Введение в игру

А) Предложение игры студентам. Оно может быть обычным, а может быть в форме производственной ситуации, активизирующей игровую деятельность.

Б) Объяснение правил игры формируется кратко и конкретно.

В) Выбор участников игры. Может играть вся группа, а может по желанию самих студентов, если в игре участвует небольшое количество (4, 6, 8 и т.п.). Кто-то может фиксировать ошибки, кто-то контролировать время.

Но важно включить каждого в активный познавательный процесс!

4. Ход игры

Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание - это скрытая часть «айсберга», которая должна волновать преподавателя до начала игры. Как только игра началась, главное - игровое действо. Чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

5. Подведение итогов (оценка и поощрение студентов)

Этот этап включает в себя как дидактический результат (что нового студенты узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы).

Сложен момент объявления результатов соревнования, занимающего большую часть занятия или даже выходящего за его пределы (конкурсы, викторины и т.п.) Преподаватель должен психологически понимать каждого из группы - участницы, которые потратили много времени на подготовку, но проиграли. Чтобы избежать конфликтов среди студентов, создать здоровый эмоциональный фон в коллективе после игры, необходимо:

А) перед началом подготовки к игре четко объявить критерии, по которым будет проводиться оценка результатов (лучше написать все это на доске);

Б) корректно обнародовать результаты. Итоги соревнования иногда имеет смысл объявить не сразу после его окончания. Их можно огласить на следующем занятии;

В) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовые места;

Г) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места действительно были сильнее.

6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния)

Этот этап очень важен - он залог эффективной игровой деятельности, развития методического мастерства преподавателя. Хорошо бы провести обсуждение или анкетирование о прошедшей игре. Но если времени не хватает, можно воспользоваться методикой А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель - оценка студентами своего эмоционального состояния в ходе каких-либо мероприятий. Данные об эмоциональном состоянии каждый студент заносит в клеточку - против своей фамилии в списке (который вывешивается на стенде в аудитории), цветным карандашом (это они могут сделать на перемене). Каждый цвет обозначает разное настроение:

Красный - восторженное, радостное, активное настроение;

Оранжевый - радостное, светлое;

Желтый - светлое;

Зеленый - спокойное, ровное;

Синий - грустное, печальное;

Фиолетовый - тревожное, тоскливое;

Черный - состояние крайней неудовлетворительности.

Такая цветоматрица поможет преподавателю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоционального состояния студентов.

Во многих играх органически заложено познавательное задание. В связи с этим дидактический потенциал игры может проявляться не только в момент ее проведения, но и на этапах, предваряющих игровое действо (введение в игруи подготовка к ней). Это активизирует познавательную деятельность студентов.

Логические задания могут включать в себя:

Ø выделение общих черт или различий;

Ø установление основных этапов в развитии явления;

Ø оценку изучаемых событий, фактов и т.п.;

Ø выражение студентами своего личного отношения к ним;

Ø составление плана по ходу объяснения преподавателя;

Ø доказательство выводов, данных преподавателем или сформулированных в учебнике и др.

Организация изучения нового материала достигается:

Ø посредством устного изложения материала;

Ø посредством работы с печатным текстом;

Ø в процессе работы с наглядностью;

Ø в ходе практической работы студентов.

Лучше, если при изучении нового материала студенты имеют возможность и слышать (устное изложение), и видеть (наглядность), и выполнять какое-либо задание, т.е. привлекать моторику (учебно-познавательную задачу). Задания могут быть даны как перед изучением нового, так и во время его изложения. Материал проходит через все возможные каналы восприятия, это, с одной стороны, тренирует все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), с другой - является гарантом индивидуального подхода.

В ходе занятия у студентов формируются общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

профессиональные компетенции:

ПК 1.1 Осуществлять ведение технологических процессов производства неметаллических строительных изделий и конструкций, управлять технологическим оборудованием по производству неметаллических строительных изделий и конструкций

ПК 1.2Осуществлять входной контроль основных и вспомогательных материалов. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, анализировать результаты контроля..

ПК 1.3Владеть основами строительного производства и основами расчета и проектирования строительных конструкций.

ПК 1.4 Обеспечивать рациональное использование производственных мощностей, экономное расходование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

ПК 1.5 Выявлять резервы производства с целью повышения производительности труда и качества продукции.

Очень важно обратить внимание студентов на наличие меж предметных связей, а также на единство изучения технологического процесса и обеспечения его трудовыми ресурсами.

Особое внимание уделяется использованию ИКТ при подготовке и проведении лекции-соревнования, которое увеличивает возможности постановки образовательных задач и управлению процессом их решения. Использование мультимедийного сопровождения лекции-соревнования позволяет строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления образовательным процессом. Компьютер способствует формированию у студентов рефлексии. Мультимедийная презентация и видеосюжеты дает возможность студентам наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Уделено внимание и здоровьесберегающим технологиям, с целью предупреждения раннего умственного утомления и восстановления умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранения застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку предусмотрено частая сменасфер деятельности студентов на занятии, проведение самого занятия с форме игры, что позволяет решить проблемы сохранения здоровья студентов.


 

ПЛАН

проведения открытого занятия

по МДК.01.01.Основы строительного производства

Группа СИ-21 Дата 21.10.2017 Занятие № 26

Специальность08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

Тема программы: Общие сведения о строительных работах
Тема занятия: Последовательность выполнения общестроительных работ
Формируемые компетенции: · ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ·.ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. · ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. · ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность · ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. · ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. · ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. · ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации • ПК 1.1 Осуществлять ведение технологических процессов производства неметаллических строительных изделий и конструкций, управлять технологическим оборудованием по производству неметаллических строительных изделий и конструкций • ПК 1.2 Осуществлять входной контроль основных и вспомогательных материалов. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, анализировать результаты контроля.. • ПК 1.3 Владеть основами строительного производства и основами расчета и проектирования строительных конструкций. • ПК 1.4 Обеспечивать рациональное использование производственных мощностей, экономное расходование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. • ПК 1.5 Выявлять резервы производства с целью повышения производительности труда и качества продукции.
Цели занятия контроль и оценка знаний
методическая • Показать методику проведения лекционного занятия с использованием игровой технологии
образовательная: · сформировать у студентов систему знаний о последовательности выполнения общестроительных работ
воспитательная · формирование познавательной потребности;
развивающая · развитие творческого и логического мышления.  
Мотивация образовательной деятельности: · «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» Аристипп
Тип занятия: · Изучение нового учебного материала;
Вид занятия: · лекция-соревнование
Методы обучения: · словесные, наглядные и практические
Образовательная технология: · игровая, ИКТ, здоровьезберегающие
Продолжительность занятия: 120 минут
Место проведения: Аудитория 26
Методическое обеспечение занятия - рабочая программа МДК; - конспект лекций; -методическая разработка занятия; -мультимедийное сопровождение. -вопросы и задания на карточках.
Технические обеспечение занятия - компьютер; - мультимедийный проектор; - экран.
Меж предметные связи.   ОП.11 Общая технология силикатов, МДК.01.02 Технологические линии изготовления деталей и конструкций,МДК.01.02 Технология строительных деталей и конструкций.

 

Список литературы:

Для студентов:

Центринформационно- образовательных ресурсов (образовательный ресурс ОМС).

1. Охрана труда в строительстве.

http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-125-tehnologia/9.htm

http://www.helper.by/oxrana-truda-v-stroitelstve.html

http://ohrana-bgd.narod.ru/ohstroy.html

Для преподавателей:

1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.

2. Игровые занятия в строительном вузе: Методы активного обучения / Под ред. профессоров Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальского. – К.: Висш.шк. Головное изд-во, 1985. – 303 с.

3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

4. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 228 с.

5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

6.СоколовГ.К. Технология и организация строительного производства, М. «Академия», 2002- 528с

7.Соловей Ю.М. Основы строительного дела. – М.: Стройиздат,1989 – 328ст

8.Осипов Л.Г., Яковлев Г.И. Основы строительного дела. – М.: Высшая школа,1962


 

ПЛАН – ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ.

І. Организационный момент.  
ІІ Основная часть:  
2.1 Актуализация опорных знаний.  
2.1.1 Интерактивные приёмы «Лови ошибку», «Кроссенс», «Блиц»  
2.2. Сообщение темы и цели занятия.  
2.3 Мотивация образовательной деятельности  
2.4 Изложение нового материала (игровой этап):  
2.4.1. Первый этап игры: «Последовательность выполнения общестроительных работ»  
2.4.2 Второй этап игры: «Основные методы строительства»  
2.4.3 Третий етап игры:» Охрана труда и техникабезопасности в строительстве»  
2.5 Контроль усвоения студентами учебного материала.  
2.5.1 Фронтальный опрос команд  
ІІІ. Заключительная часть:  
3.1 Подведение итоговзанятия  
3.2 Домашнее задание  

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

І. Организационный момент.

ІІ Основная часть:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: