III. Морфологические признаки глагола. Работа с учебником

1. Беседа по теме урока. Повторение теоретических сведе-

ний.

 

— Сколько глаголов в данном тексте? Можно ли без них рас-сказать о том, что происходило в лесу?

 

— Сделайте вывод о том, зачем используются глаголы в речи.

— Что ещё известно вам о глаголах?

 

Для более полного ответа на вопрос учащимся рекомендуется использовать теоретические сведения учебника на с. 39.

 

2. Повторение времени глагола.

 

1) Выборочное списывание упр. 80. Класс делится на три ва-рианта: 1-й — выписывает загадки с глаголами прошедшего времени; 2-й — настоящего; 3-й — будущего.

 

2) Дополнительное задание для 1-го варианта (поскольку

 

в нём выписывается только одно предложение): выделить в за-писанных глаголах суффикс - л-, объяснить написание гласной перед ним, для чего поставить глаголы в неопределённую фор-му. У доски эту же работу выполняет один из учеников.

 

3) Проверка выполненной работы, характеристика морфоло-гических признаков глаголов (время, число, лицо / род).

 

Учащиеся объясняют, почему 3-е и 5-е предложения оказа-лись записаны и 2-м, и 3-м вариантами.


При работе над морфологическими признаками необходимо обратить внимание учащихся на то, что категорию лица име-ют только глаголы настоящего или будущего времени, а по ро-дам изменяются только глаголы прошедшего времени в форме единственного числа.

 

Вариант работы. Эта часть урока может быть организо-вана точно так же, но по упр. 79, выполняя которое учащиеся должны написать сочинения, используя глаголы в трёх разных временах.

 

IV. Правописание ь в формах 2-го лица единственного числа.

 

1. Наблюдение за пословицами / поговорками (записаны на доске, спроецированы, розданы на карточках).

 

1. Без труда не вынешь рыбки из пруда. 2. Любишь катать-ся — люби и саночки возить. 3. Что посеешь, то и пожнёшь.

4. С ним каши не сваришь. 5. Кашу маслом не испортишь.

— Найдите глаголы, определите их время, число, лицо.

 

— Глаголы в какой форме здесь преобладают? В чём особен-ность их правописания?

 

2. Учащиеся записывают данные глаголы и читают опреде-ление на с. 40.

 

V. Закрепление изученного материала.

1. Упражнение 81.

 

2. Упражнение 83 (устно). Учащиеся сначала выполняют грамматические задания, затем текстовые. Заканчивается ра-бота выразительным чтением стихотворения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: