II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока

1. Диктант по следам домашнего задания. У доски работают 2 ученика, между ними проводится соревнование.

 

Прячется в траве, стелется ковром, багряный занавес, про-талинка, струится ручей, серебряный, в тёмной роще, золо-тятся листья, выхожу на берег, плещется залив.

 

2. Проверка сопровождается определением лица и числа гла-голов, выделением их окончаний. Делается вывод о том, что ь

 

в них не пишется, потому что эти глаголы употреблены в форме 3-го лица.

 

3. — В каких окончаниях можно сделать ошибку при напи-сании гласной? Какой признак глагола влияет на этот выбор? При ответе на вопрос используется таблица на с. 43.

 

III. Повторение правописания личных окончаний глагола.

1. Определение спряжения глагола.

 

Из курса начальной школы учащимся знакомо правило опре-деления спряжения глагола, однако в материалах параграфа его нет. В то же время упр. 89 проверяет умение писать без-ударные личные окончания глаголов. Следовательно, учитель должен предусмотреть, в какой форме он проведёт повторение этих сведений. Можно предложить учащимся таблицу, по кото-


рой они составят рассуждение. В сильном классе такая таблица составляется самими учащимися (на базе начальной школы). В результате работы может получиться такой алгоритм:

 

  1. Если личное окончание глагола ударное, пишем то, что  
  слышим.    
2. Если личное окончание безударное, ставим глагол в не-  
  определённую форму и смотрим, на что он заканчивается:  
       
  1) если на - ить,    
  2) если это глаголы-исключения: смо- Остальные  
  треть, видеть, слышать, дышать, глаголы  
  держать, гнать, то это глаголы I спряжения  
  II спряжения    
       
  пишем: и, а/я пишем: е, у/ю  
  - ишь, - ит, - им, - ите, - ат/ - ят - ешь, - ет, - ем,  
    - ете, - ут/ - ют  
       

 

2. Работа по алгоритму (устное рассуждение-доказательство)

с записью.

 

Сосны молчат, ручьи бегут, смотришь на картину, го-рит на солнце, отвечаем на вопрос, крепко держишь, прячут в ящик, больные тяжело дышат, мальчик слышит свист, на-пишем письмо.

 

3. Упражнение 89 с взаимопроверкой. 3-е, 4-е предложения ученики выполняют у доски.

 

4. Упражнение 90 сопровождается повторением правила раз-дельного написания не с глаголами.

 

5. Составление предложений с глаголами-исключениями. Учащиеся выполняют задание по вариантам: 1-й — употребля-ет глаголы в 1-м лице, 2-й — во 2-м, 3-й — в 3-м.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: