II. Изучение нового материала с использованием материа-лов учебника

 

1. Чтение и анализ теоретических сведений § 24 (с. 56). Учащиеся находят предложение, в котором выражена ос-

 

новная мысль прочитанного текста: Чтобы выразить мысль, нужно соединить слова по законам языка, связать их по смыслу.

 

2. Слово «синтаксис» записывается в словарик, определение синтаксиса — в тетрадь.

 

3. Упр. 119 сопровождается устным и письменным коммен-тариями (в скобках указываются морфологические признаки прилагательных: число, род, падеж). Учитель обращает внима-ние на употребление прилагательных голы и прозрачны в крат-кой форме (указывается только число).

 

4. Беседа по итогам выполнения упражнения.

 

— Какие знаки препинания употреблены в тексте? (Точка, запятая, точка с запятой, восклицательный знак.)

 

— Каких знаков препинания мы здесь не встретили? Отвечая на данный вопрос, учащиеся используют табличку к упр. 126 (с. 60), отвечают на вопросы упражнения.

 

— Какой знак чаще всего использован в данном тексте?

— Чем вы руководствовались, когда ставили запятые?


— Какой раздел науки о языке изучает правила постановки знаков препинания? Найдите в учебнике информацию об этом разделе.

 

— Почему так называется этот раздел?

 

Слово пунктуация записывается в словарик. Определение (с. 59) учится.

 

— Как связаны между собой синтаксис и пунктуация? Мож-но ли правильно поставить знаки препинания, не зная синтак-сиса?

 

5. Чтение отрывка из сочинения Вани (с. 57) и диалога по ролям (с. 58).

 

Учащиеся делают вывод о том, как разграничить синтаксиче-ские и пунктуационные ошибки, анализируя примеры на доске:

 

Особенно красив и печален рус- Наступила весна, побе-
ский лес, в ранние осенние дни. жали на земле ручьи.
Сегодня у пятого класса лите- Я не сделал задание по
ратура физкультура история математике, хотя не по-
и русский язык. нял тему.
   

 

6. Занимательные задания — упр. 122, 124 — выполняют-ся по группам, устно. Обращается внимание на то, какую роль играет смысловое согласование.

 

III. Закрепление темы и контроль за её усвоением.

1. Упражнение 123.

 

В задании предлагается поставить конечные знаки препина-ния, в то же время необходимо обратить внимание на то, что во втором абзаце могут быть два варианта деления на предложе-ния: первое предложение не вызывает сомнения, а далее после слова заря точка или запятая. Второй вариант предпочтитель-нее, поскольку использована фигура повтора (так и у автора).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: