1. Чтение и анализ теоретических сведений § 24 (с. 56). Учащиеся находят предложение, в котором выражена ос-
новная мысль прочитанного текста: Чтобы выразить мысль, нужно соединить слова по законам языка, связать их по смыслу.
2. Слово «синтаксис» записывается в словарик, определение синтаксиса — в тетрадь.
3. Упр. 119 сопровождается устным и письменным коммен-тариями (в скобках указываются морфологические признаки прилагательных: число, род, падеж). Учитель обращает внима-ние на употребление прилагательных голы и прозрачны в крат-кой форме (указывается только число).
4. Беседа по итогам выполнения упражнения.
— Какие знаки препинания употреблены в тексте? (Точка, запятая, точка с запятой, восклицательный знак.)
— Каких знаков препинания мы здесь не встретили? Отвечая на данный вопрос, учащиеся используют табличку к упр. 126 (с. 60), отвечают на вопросы упражнения.
— Какой знак чаще всего использован в данном тексте?
— Чем вы руководствовались, когда ставили запятые?
|
|
— Какой раздел науки о языке изучает правила постановки знаков препинания? Найдите в учебнике информацию об этом разделе.
— Почему так называется этот раздел?
Слово пунктуация записывается в словарик. Определение (с. 59) учится.
— Как связаны между собой синтаксис и пунктуация? Мож-но ли правильно поставить знаки препинания, не зная синтак-сиса?
5. Чтение отрывка из сочинения Вани (с. 57) и диалога по ролям (с. 58).
Учащиеся делают вывод о том, как разграничить синтаксиче-ские и пунктуационные ошибки, анализируя примеры на доске:
Особенно красив и печален рус- | Наступила весна, побе- |
ский лес, в ранние осенние дни. | жали на земле ручьи. |
Сегодня у пятого класса лите- | Я не сделал задание по |
ратура физкультура история | математике, хотя не по- |
и русский язык. | нял тему. |
6. Занимательные задания — упр. 122, 124 — выполняют-ся по группам, устно. Обращается внимание на то, какую роль играет смысловое согласование.
III. Закрепление темы и контроль за её усвоением.
1. Упражнение 123.
В задании предлагается поставить конечные знаки препина-ния, в то же время необходимо обратить внимание на то, что во втором абзаце могут быть два варианта деления на предложе-ния: первое предложение не вызывает сомнения, а далее после слова заря точка или запятая. Второй вариант предпочтитель-нее, поскольку использована фигура повтора (так и у автора).