1. Общая характеристика главных членов предложения на основе упр. 160. (Образец рассуждения надо использовать с осторожностью, поскольку в нём пропущен важный элемент: перед тем как выделена грамматическая основа, не дано обо-снование этого выделения. Скорректируем: О чём говорится в предложении? О листьях. Что о них говорится? Что они падают. Основа предложения — падают листья.)
2. Учащиеся самостоятельно формулируют определение под-лежащего, выделяя три характеристики: 1) Что обозначает?
2) На какой вопрос отвечает? 3) Чем выражено?
3. Коррекция определения с использованием сведений учеб-ника на с. 76.
Работая над предложениями, учителю необходимо обратить особое внимание на то, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи. Известно, что в словосочетании одно слово зависит от другого, поэтому можно поставить вопрос только от главного слова к зависимому. А в сочетании слов, пред-ставляющих собой грамматическую основу, ставится вопрос
|
|
и от подлежащего к сказуемому, и от сказуемого к подлежащему. Учащиеся иллюстрируют эту мысль:
Люди ч т о д е л а ю т? ходят / ходят к т о? люди,
но: ходят г д е? в парке; ходят п о ч е м у? по ковру; по ков-ру к а к о м у? золотому.
4. Упр. 161. Закрепление способов выражения подлежащего (существительные и местоимение), определение их падежа.
5. Коллективная работа над упр. 162. Учащиеся сначала на-ходят сказуемые, от них задают вопрос, кто совершает указан-ное действие:
Пряли к т о? три девицы; входят к т о? семь богатырей; вы-ходят к т о? тридцать витязей.