1. Анализ грамматических основ из домашнего упражнения, характеристика предложений по цели высказывания, «сбор» сказуемых (его может сделать ученик у доски, пока проверя-ется задание): шуршат, прыгают, делают, едят, сидит, смо-трит, сидит, прыгает, улетают.
Беседа по записанному тексту:
— Можно ли назвать записанные предложения текстом? До-кажите свою точку зрения.
— Чем выражены сказуемые в этих предложениях? Какими формами?
Учитель информирует учащихся о том, что формы глагола являются одним из средств связи между предложениями тек-ста. Чтобы закрепить это наблюдение, учащиеся меняют насто-ящее время глаголов на прошедшее.
— Случайно ли в тексте все сказуемые выражены именно глаголами?
III. Изучение новой темы.
1. Вывод, сделанный учащимися, закрепляется и расширя-ется при анализе теоретического материала учебника (с. 77).
2. Упр. 164 выполняется устно (рассуждение на лингвистиче-скую тему) и частично письменно: предлагается записать 3 пред-ложения, в которых сказуемые выражены разными способами (полное прилагательное, краткое прилагательное, существитель-ное). Анализируется также первое (односоставное) предложение.
|
|
3. Упр. 165 выполняется по 4 вариантам, проводится взаимо-проверка, лучшее описание зачитывается классу. Делается вывод
о роли сказуемых, выраженных глаголами, в описании природы.
4. Создание миниатюрных сочинений (упр. 166), самоана-лиз. Вывод о роли прилагательных в описании природы.
5. Сопоставление наблюдений, сделанных при анализе тек-стов-описаний природы.
IV. Закрепление изученного материала.
Учащиеся составляют таблицу «Способы выражения ска-зуемого», которую они заполняют примерами (предложени-ями) из своих сочинений и ранее выполненных упражнений.
Глагол | Полное | Краткое | Существи- | |
прилагательное | прилагательное | тельное | ||
V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка.
VI. Домашнее задание. Упр. 168. Подготовиться к изложе-нию: составить план текста, пересказать его устно. Памятка на с. 169.