II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока. 1. Анализ грамматических основ из домашнего упражнения, характеристика предложений по цели высказывания

 

1. Анализ грамматических основ из домашнего упражнения, характеристика предложений по цели высказывания, «сбор» сказуемых (его может сделать ученик у доски, пока проверя-ется задание): шуршат, прыгают, делают, едят, сидит, смо-трит, сидит, прыгает, улетают.

 

Беседа по записанному тексту:

 

— Можно ли назвать записанные предложения текстом? До-кажите свою точку зрения.

 

— Чем выражены сказуемые в этих предложениях? Какими формами?

 

Учитель информирует учащихся о том, что формы глагола являются одним из средств связи между предложениями тек-ста. Чтобы закрепить это наблюдение, учащиеся меняют насто-ящее время глаголов на прошедшее.

 

— Случайно ли в тексте все сказуемые выражены именно глаголами?

 

III. Изучение новой темы.

1. Вывод, сделанный учащимися, закрепляется и расширя-ется при анализе теоретического материала учебника (с. 77).

 

2. Упр. 164 выполняется устно (рассуждение на лингвистиче-скую тему) и частично письменно: предлагается записать 3 пред-ложения, в которых сказуемые выражены разными способами (полное прилагательное, краткое прилагательное, существитель-ное). Анализируется также первое (односоставное) предложение.

 

3. Упр. 165 выполняется по 4 вариантам, проводится взаимо-проверка, лучшее описание зачитывается классу. Делается вывод

 

о роли сказуемых, выраженных глаголами, в описании природы.

 

4. Создание миниатюрных сочинений (упр. 166), самоана-лиз. Вывод о роли прилагательных в описании природы.


5. Сопоставление наблюдений, сделанных при анализе тек-стов-описаний природы.

 

IV. Закрепление изученного материала.

 

Учащиеся составляют таблицу «Способы выражения ска-зуемого», которую они заполняют примерами (предложени-ями) из своих сочинений и ранее выполненных упражнений.

 

Глагол Полное Краткое Существи-  
прилагательное прилагательное тельное  
   
         
         

 

V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка.

VI. Домашнее задание. Упр. 168. Подготовиться к изложе-нию: составить план текста, пересказать его устно. Памятка на с. 169.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: