1. Повторение материала предыдущего урока.
2. Работа со схемами упр. 233 с использованием пазла: учи-тель предлагает к каждой схеме набор слов, которые учащиеся складывают в предложения, ставя конечные знаки препина-ния:

| Что-то, заиграла, началось, | Заиграла музыка, и началось | |
| и, невообразимое, музыка | что-то невообразимое! | |
| Ручьи, затягивалось, снег, | Снег сошёл, побежали ручьи, | |
| всё, небо, тучами, сошёл, по- | небо всё реже затягивалось | |
| бежали, реже | тучами. | |
| Сбор, когда, все, объявлен, | Все запомнили, когда объявлен | |
| запомнили | сбор? | |
| Вернуться, я, чтобы, домой, | Я стал задумываться о том, | |
| стал, о том, задумываться | чтобы вернуться домой. | |
3. Сопоставление 1-го и 2-го предложений с 3-м и 4-м: выяв-ление того, что вторая часть в последних двух не может суще-ствовать без первой. Учитель предлагает задать вопрос от пер-вого предложения ко второму, сравнить отношения между предложениями с отношениями между словами в составе слово-сочетания. Учащиеся присваивают этим предложениям назва-ния — главное и зависимое. Наблюдение над союзами, которые присоединяют зависимое предложение к главному.
4. Упр. 239. Запоминание союзов в рамочках на с. 109—110.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Упражнение 235.
2. Комментированное письмо (сопровождается составлением
схем).
1. Солнце скрылось, и стало очень холодно. 2. Скоро мы поня-ли, что заблудились. 3. Глаза мальчика блестели и немного сле-зились. 4. Разгадка пришла, когда мы были уже на другом кон-це города. 5. Отец решил не настаивать на поездке, хотя ему очень хотелось на рыбалку. 6. На душе было тревожно и горько, но я собрался с духом, потому что не мог подвести товарищей.
7. Каникулы закончились, и впереди был долгий путь домой.






