III. Изучение нового материала. 1. Чтение и анализ диалога на с

1. Чтение и анализ диалога на с. 106—107.

 

— Какие новые сведения о предложении есть в этом диало-ге? Выберите необходимую информацию, чтобы определить, какое предложение называется сложным.

 

— В чём особенность пунктуации в сложном предложении? 2. Запись стихотворения А. Фета, выделение грамматиче-

ских основ.

 

Учителю следует предупредить возможные ошибки в послед-ней части предложения: в ней нет подлежащего, в то же время форма дополнения георгины совпадает с формой именительного падежа.

 

— Какие из предложений связаны без союзов? Какие с их по-мощью?

 

3. Чтение и запоминание определения сложного предложе-ния (с. 107) и ПП № 4 (с. 108).

 

4. Комментирование схем, представленных в правиле и в упр. 232. Сравнение схем предложений из домашнего зада-ния и из правила.

 

5. Сопоставление предложений, объяснение знаков препина-ния, графическое сопровождение выводов.

 

Все стихли и обернулись на го- Шаги людей стихли, и я остал-  
                          ся один.                      
ворившего.                                      
                                                               
Союз и связывает однородные Союз и связывает части сложно-  
члены предложения → запятая го предложения → запятая ста-  
не ставится.             вится.                  
                                                             
                                    , и     .  
                и   .                    
                                                               
                                                               

 

Вывод о том, что необходимо определять, какую роль выпол-няет союз и.

6. Упр. 238 сопровождается составлением схем.

 

7. Упр. 234 начинается с выразительного чтения и обмена впечатлениями от прочитанного.

 

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Проверочная работа (по вариантам). В предложениях знаки препинания опущены. Найти, выписать и составить схемы: 1-й вариант — простых предложений, 2-й вариант — сложных.


1. Утро папа начинает с чтения газет и чашечки кофе.

 

2. На уроке ребятам рассказали о планетах Солнечной си-стемы и показали на глобусе их расположение. 3. Быстро стемнело и начался ужасный ливень. 4. Утренний ветерок ворвался в открытую форточку и подхватил разбросанные на столе листочки с записями. 5. На лесной опушке друж-но выстроились сыроежки и малыши бросились их собирать.

 

6. На берёзе сидела огромная ворона и каркала она без умолку весь день. (1-й в.: 1, 2, 4; 2-й в.: 3, 5, 6.)

 

V. Подведение итогов урока.

Взаимопроверка выполненных по вариантам работ. Выводы.

 

VI. Домашнее задание. Подобрать 3—4 предложения с со-юзом и (ПП № 2, 4).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: