1. Чтение и анализ диалога на с. 106—107.
— Какие новые сведения о предложении есть в этом диало-ге? Выберите необходимую информацию, чтобы определить, какое предложение называется сложным.
— В чём особенность пунктуации в сложном предложении? 2. Запись стихотворения А. Фета, выделение грамматиче-
ских основ.
Учителю следует предупредить возможные ошибки в послед-ней части предложения: в ней нет подлежащего, в то же время форма дополнения георгины совпадает с формой именительного падежа.
— Какие из предложений связаны без союзов? Какие с их по-мощью?
3. Чтение и запоминание определения сложного предложе-ния (с. 107) и ПП № 4 (с. 108).
4. Комментирование схем, представленных в правиле и в упр. 232. Сравнение схем предложений из домашнего зада-ния и из правила.
5. Сопоставление предложений, объяснение знаков препина-ния, графическое сопровождение выводов.
Все стихли и обернулись на го- | Шаги людей стихли, и я остал- | ||||||||||||||||||||||||||||||
ся один. | |||||||||||||||||||||||||||||||
ворившего. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Союз и связывает однородные | Союз и связывает части сложно- | ||||||||||||||||||||||||||||||
члены предложения → запятая | го предложения → запятая ста- | ||||||||||||||||||||||||||||||
не ставится. | вится. | ||||||||||||||||||||||||||||||
, и | . | ||||||||||||||||||||||||||||||
и | . | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод о том, что необходимо определять, какую роль выпол-няет союз и.
6. Упр. 238 сопровождается составлением схем.
7. Упр. 234 начинается с выразительного чтения и обмена впечатлениями от прочитанного.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Проверочная работа (по вариантам). В предложениях знаки препинания опущены. Найти, выписать и составить схемы: 1-й вариант — простых предложений, 2-й вариант — сложных.
1. Утро папа начинает с чтения газет и чашечки кофе.
2. На уроке ребятам рассказали о планетах Солнечной си-стемы и показали на глобусе их расположение. 3. Быстро стемнело и начался ужасный ливень. 4. Утренний ветерок ворвался в открытую форточку и подхватил разбросанные на столе листочки с записями. 5. На лесной опушке друж-но выстроились сыроежки и малыши бросились их собирать.
6. На берёзе сидела огромная ворона и каркала она без умолку весь день. (1-й в.: 1, 2, 4; 2-й в.: 3, 5, 6.)
V. Подведение итогов урока.
Взаимопроверка выполненных по вариантам работ. Выводы.
VI. Домашнее задание. Подобрать 3—4 предложения с со-юзом и (ПП № 2, 4).