«Сбор» трудных ситуаций.
VI. Домашнее задание. Упр. 237 (вариант: сочинение поупр. 241).
Урок 59. Синтаксический разбор сложного предложения (§ 47)
Цели урока: познакомить со структурой синтаксического разбо-ра сложного предложения; научить устному и письменному разбо-ру; совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Це-леполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Работа с пла-ном. Распознавание и анализ объектов. Преобразование графической информации в текстовую. Коммуникативные УУД. Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и с учителем.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.
1) Кто быстрее сделает из дома сад? (Дом — ром — род — год — гад — сад.)
2) Составляем предложения по вариантам: 1-й — простое с од-нородными членами; 2-й — сложное с союзом и; 3-й — сложное
с союзом чтобы.
3) Расстановка знаков препинания в предложении: Всё было запущено дом сад конюшни и пруды и поместье нам не понра-вилось. (Всё было запущено: дом, сад, конюшни и пруды, и по-местье нам не понравилось.)
— Что помогло поставить знаки препинания? (Синтаксиче-ский анализ и знание правил пунктуации.)
II. Проверка домашнего задания.
Выборочно: учащиеся называют предложения из домашней работы, которые соответствуют схеме:
, но | . | |||||
III. Работа по теме урока.
1. Учащиеся вспоминают синтаксический разбор просто-го предложения (с. 104) и выбирают из этого плана те пунк-ты, которые пригодятся при разборе сложного предложения. Информация дополняется материалами учебника (с. 111).
2. Чтение образцов устного и письменного разбора.
3. Разбор предложений упр. 242.
IV. Работа с текстом (упр. 243).
Учащиеся выразительно читают текст, подбирают заголо-вок, пересказывают, выполняют задания. Синтаксический раз-бор указанных предложений делают также две пары учащих-ся у доски: один в каждой из пар —письменный разбор своего предложения, другой — устный.