Метаграмма (загадка, в которой нужно отгадать слово, заме-
няя один звук (букву) другим).
С «б» мучительной бываю, С «р» актёру я нужна,
С «м» одежду пожираю, С «с» для повара важна!
(Ответ: боль — моль — роль — соль.)
— Что помогает различить все эти слова?
— Какой раздел изучает эту единицу языка?
II. Освоение темы урока.
1. Чтение материалов учебника и освоение понятия фонетика.
Л е к с и ч е с к а я р а б о т а: в словарики заносятся слова: фонети-ка, фонетический. В тетрадях формулируется определение понятия:
Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
(Комментируется постановка тире.)
2. Подготовка рассказа на лингвистическую тему с опорой на схему упр. 262.
3. Красиво ли звучит русская речь? Учащиеся приводят от-рывки из стихотворений, демонстрирующих выразительное звучание русской речи, и предлагают свои версии того, почему наш язык красив, певуч и выразителен.
Учитель подчёркивает, что этой красоты и певучести язык достигает за счёт преобладания в нём мелодичных звуков (глас-ных и звонких согласных). По наблюдениям учёных, они со-ставляют почти 75 %.
Эксперимент. Проверим это на примере известной детской считалки: На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,
королевич, сапожник, портной. Всего звуков 66 (не путаемс буквами: ь звука не обозначает), из них глухих — 11, т. е. 17 %. Гласных и звонких — 83 %.
4. Артикуляционные упражнения — произношение гласных
и согласных (материалы учебника на с. 122—123), чтение тео-ретического материала.
5. Упр. 263 выполняется по усложнённой модели с элемен-тами соревнования. Учитель делит класс на группы и формули-рует задание: с указанных согласных (например: м, л, р, с, т, д, п) надо начать односложные слова (можно ограничиться ис-пользованием только существительных), употребив по очереди все гласные звуки (например: мак / мяч, мост / мёд, миг, мыс, мел, мусс). Побеждает группа, у которой получится подобратьслова с каждым звуком за отведённое время.
6. Составление таблицы «Гласные звуки» по заданию упр. 264.
III. Закрепление и повторение изученного.
Упр. 265 сопровождается составлением у доски схем и уст-
ным синтаксическим разбором предложений.