I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока. Метаграмма (загадка, в которой нужно отгадать слово, заме-

Метаграмма (загадка, в которой нужно отгадать слово, заме-

няя один звук (букву) другим).

 

С «б» мучительной бываю, С «р» актёру я нужна,

С «м» одежду пожираю, С «с» для повара важна!

 

(Ответ: боль — моль — роль — соль.)

 

— Что помогает различить все эти слова?

— Какой раздел изучает эту единицу языка?

 

II. Освоение темы урока.

1. Чтение материалов учебника и освоение понятия фонетика.

 

Л е к с и ч е с к а я р а б о т а: в словарики заносятся слова: фонети-ка, фонетический. В тетрадях формулируется определение понятия:

Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

(Комментируется постановка тире.)

 

2. Подготовка рассказа на лингвистическую тему с опорой на схему упр. 262.

 

3. Красиво ли звучит русская речь? Учащиеся приводят от-рывки из стихотворений, демонстрирующих выразительное звучание русской речи, и предлагают свои версии того, почему наш язык красив, певуч и выразителен.

 

Учитель подчёркивает, что этой красоты и певучести язык достигает за счёт преобладания в нём мелодичных звуков (глас-ных и звонких согласных). По наблюдениям учёных, они со-ставляют почти 75 %.

 

Эксперимент. Проверим это на примере известной детской считалки: На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,


королевич, сапожник, портной. Всего звуков 66 (не путаемс буквами: ь звука не обозначает), из них глухих — 11, т. е. 17 %. Гласных и звонких — 83 %.

4. Артикуляционные упражнения — произношение гласных

 

и согласных (материалы учебника на с. 122—123), чтение тео-ретического материала.

 

5. Упр. 263 выполняется по усложнённой модели с элемен-тами соревнования. Учитель делит класс на группы и формули-рует задание: с указанных согласных (например: м, л, р, с, т, д, п) надо начать односложные слова (можно ограничиться ис-пользованием только существительных), употребив по очереди все гласные звуки (например: мак / мяч, мост / мёд, миг, мыс, мел, мусс). Побеждает группа, у которой получится подобратьслова с каждым звуком за отведённое время.

 

6. Составление таблицы «Гласные звуки» по заданию упр. 264.

 

III. Закрепление и повторение изученного.

Упр. 265 сопровождается составлением у доски схем и уст-

ным синтаксическим разбором предложений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: