Цели урока: продолжить развитие способностей учащихся воспро-изводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в пись-менной форме, сохранять при свёртывании высказывания логичность, связность и соответствие теме, соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Личностные УУД. Развитие морального сознания. Стремлениек речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планиро-вание действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуника-тивные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

Структура урока сжатого изложения представлена в плане уроков 33, 34. Кроме того, в работе можно использовать мате-риал урока 23 (сочинение по картине А. Пластова).
Для работы учителю лучше использовать текст двух упраж-нений — 24 (с. 15) и 261 (с. 121). Работая с текстом упр. 261, необходимо обратить внимание на диалог, предложить уча-щимся подумать, можно ли оставить его в сжатом изложении, какие использовать приёмы его сжатия. Учащиеся подбирают заголовок к тексту, объясняют свой выбор.
Можно предложить учащимся рамки изложения (например, для слабых учеников): «Аркаша Пластов понимал язык родной земли. <...> Редко рождаются люди, которые понимают язык родной земли!» Либо в процессе работы самим найти эти рамки.
Примерное изложение текста.
ТАЛАНТ АРКАШИ ПЛАСТОВА
Аркаша Пластов уже с детства понимал язык родной земли. Во всём остальном он был обычным мальчишкой. В поле он разговаривал с ве-тром, а другие слышали только свист жаворонков. Сестрёнка приносила ему обед, когда он пас скотину. Она видела, как Аркаша садился на кор-точки и разговаривал с муравьями. Муравьи рассказали мальчику, что медведь раздавил их дом. Теперь они восстанавливают муравейник.
Родители сердились на Аркашу, а он удивлялся тому, что другие не слышат природу.
Редко рождаются люди, которые понимают язык родной земли!






