II. Освоение темы урока. 1. Фронтальная беседа с использованием теоретических мате-риалов учебника (с

 

1. Фронтальная беседа с использованием теоретических мате-риалов учебника (с. 141) и собственных наблюдений учащихся.

 

— Что же происходит в остальных случаях, когда мы про-износим звук [й]? Как нам на письме отразить те слова, в ко-торых есть данный звук, но правила русской графики за-прещают писать букву й? Как в этом случае поступил Петя?

 

— Сравните с записанными Петей русские слова, которые по звучанию похожи на те, в которых он сделал ошибки, но пи-шущиеся в соответствии с правилами русской графики: ёлка, Емеля, ёжик, маёвка, раёк.

 

— В какие гласные буквы прячется [ й’ ] и в каких ситуациях это происходит? Найдите в материалах учебника на с. 142 ответ на вопрос.

 

2. Учащиеся делают краткую запись полученных сведений.

 

  Позиция в слове Е Ё Ю Я
           
1) начало слова        
           
2) после гласной [й’э] [й’о] [й’у] [й’а]
           
3) после разделительных ъ и ь        
           

 

3. Транскрибирование (лучше провести полное транскриби-рование) слов в соответствии с данным выводом под наблюде-нием учителя. При составлении транскрипции учитель просит учащихся провести комментарий всех несовпадений звукового состава с буквенным изображением слов (внимание: оглушение конечного согласного в слове ёж, обозначение безударных глас-ных в словах поёт, колье).

 

1) Ель, ёж, юла, яма; 2) лает, поёт, тают, маятник; 3) ко-лье, ружьё, вьют, ручья.


— В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков? (Ель.) Почему? А что в остальных словах?

 

Для работы можно использовать также упр. 310 (2—4-й стол-бики).

 

4. Работа с теоретическим материалом на с. 142, выявление второй роли букв е, ё, ю, я. Упр. 310, транскрибирование слов первой группы.

 

5. Упражнение 311.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: