I. Лингвистическая разминка. — Прочитайте диалог (из книги Б

 

— Прочитайте диалог (из книги Б. Н. Тимофеева «Правиль-но ли мы говорим?») и скажите, верный ли пример приводит говорящий, чтобы доказать свою мысль. Обоснуйте свою точку зрения, используя транскрипцию.

 

— А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой стоя-ли бы рядом девять гласных?

— Извольте!


— Я зн аю её и её ию льское увлечение...

 

(Ответ: неправильно, потому что буквы е, ё, ю в данных позициях обозначают два звука — согласный и гласный: [айу йэйо и йэйо ийу].)

 

II. Проверка домашнего задания.

 

У доски работают трое учеников: один составляет схему диалога, другой выписывает слова с разделительным ъ, тре-тий — с разделительным ь, обозначают орфограммы.

 

Учащиеся объясняют значение слов вьюрок, славка, манок (с. 179), записывают предложения, объясняют постановку тире, находят слова, которые иллюстрируют двойную роль букв е, ё,ю, я.

 

Вьюрок — северная лесная птица из семейства певчих воробь-иных.

 

Славка — небольшая певчая птичка отряда воробьиных с бу-роватым оперением.

 

III. Понятие об орфоэпии, орфоэпической норме. Орфоэпи-ческий тренинг.

1. Чтение диалога на с. 143—144.

2. Освоение понятия «орфоэпия»: работа с материалами учеб-ника на с. 144; запись слов орфоэпия, орфоэпический в словарики.

3. Формулировка орфоэпических правил — упр. 315.

4. Определение особенностей произношения безударных гласных, стоящих после шипящих, в словах: щавель, лошадей, часы, чарует, пощадить. Учитель сообщает учащимся, что та-кое произношение называется «иканье».

5. Чтение и запоминание определения на с. 144, знакомство со статьями из орфоэпического словаря (на доске):

договор, -а; мн. договоры, -ов обеспечение [ не рек. обеспеч е ние]

дефис, -а [ доп. дэ ]! неправ. дефис

шинель, -и! неправ. ши[ нэ ]ль6. Чтение теоретического материала на с. 145, расшифровка

помет в статьях из орфоэпического словаря, запоминание про-изношения слов (постановки ударения) в рамочках на с. 141, 145, нахождение в словаре учебника (с. 173—174) указаний на особенности произношения слов. Учащиеся отрабатывают про-изношение в парах, осуществляют взаимоконтроль.

7. Исправление орфоэпических ошибок в упр. 316.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: