III. Изучение нового материала. Правило об употреблении / неупотреблении мягкого зна-ка для обозначения мягкости согласных перед другими со-гласными в учебнике представлено только частично

Правило об употреблении / неупотреблении мягкого зна-ка для обозначения мягкости согласных перед другими со-гласными в учебнике представлено только частично. Учебник предлагает обращаться к орфографическому словарю в тех случаях, когда мягкость обозначать не нужно (мостик), при-чём в данной части правила присутствует пример (пончик), который выше был уже отражён в орф. № 9 (кончить). По-этому можно рекомендовать учителю опереться на прак-тический материал учебника, а теоретический материал использовать только частично, вводя классические формули-ровки правила употребления ь для обозначения мягкости со-гласного.

 

В процессе работы учащиеся систематизируют данное пра-вило в форме таблицы, которую составляют в тетради-справоч-нике.


    На конце слов: конь, лось, уголь, дверь  
Ь      
  Между мягкой и твёрдой согласной в середине  
для  
  слова (а также между мягкими согласными, ес-  
обозначения    
  ли при изменении слова второй согласный ста-  
мягкости    
  новится твёрдым) **: банька (баньке), судьба,  
согласного    
  письмо, серьга, тоньше  
пишется    
     
  Всегдапосле л: полька, угольщик, пальчик  
   
    Между двумя мягкими согласными (кроме л  
    и п. 2): кости, гости, гвозди, мостик  
Ь      
  В сочетаниях ч, щ с другими согласными (перед  
не пишется   ними или после них):  
    пончик, ночка, мощный, кончить, нянчить, ба-  
    рабанщик, уборщик  
       

 

** Как правило, это бывает перед согласными к, б, м, г.

 

1. Чтение и анализ материалов для наблюдения на с. 138, иллюстрация примерами из разминки и домашней работы, чте-ние стихотворения из упр. 309. В таблицу заносится: «ь пишет-ся на конце слова» (п. 1).

 

Пару банка — банька стоит дополнить аналогичными при-мерами, работа с которыми сопровождается обязательным про-говариванием слов и транскрипцией согласных звуков (учитель следит за тем, чтобы в случае оглушения согласных учащиеся не сделали ошибки в транскрипции (ре[т]ко — ре[т’]ка): пол-ка — полька; пенка — пенька; зорко — зорька; редко — редь-ка; галка — галька; горка — горько; ранка — раненько; тон-ко — Тонька; без толка — только и др.

 

2. Чтение материалов для наблюдения и правила на с. 139 (орф. 9), заполнение таблицы (п. 5). Выполнение упр. 303, 304, работа с буквосочетаниями в рамочке. При выполнении упр. 304 необходимо исключить на этом этапе предпоследнюю строку, поскольку правописание слов, расположенных в ней, рассматривается ниже. Исходные слова первой строки (кость, трость и др.) также рассмотреть позднее.

 

3. Наблюдение над произношением и написанием слов первой и предпоследней строк упр. 304, 305, формулировка и запись правила: «Между двумя мягкими согласными ь не пишется» (п. 4). Работая с этой группой слов, необходимо провести наблю-дение над теми ситуациями, которые представлены в п. 2 табли-цы, т. е. когда ь пишется между двумя мягкими согласными.

 

Для этого надо сопоставить несколько слов, например: судь-ба (ь обозначает мягкость согласного, стоящего перед твёр-дым) — о судьбе (ь пишется между двумя мягкими, потому что это то же самое слово, а мы знаем, что в слабой позиции пишет-ся то же, что и в сильной); обратимся к Кузьме (ставим в на-чальную форму — Кузьма, здесь мягкий согласный в сильной


позиции, перед твёрдым, значит, и в слабой позиции — перед мягким — будет писаться ь); поётся в песне (нет такой формы, где бы появился твёрдый согласный, значит, это позиция — меж-

ду двумя мягкими согласными, поэтому ь не пишется).
4. Чтение второго правила на с. 140 (первое не читает-

 

ся), заполнение таблицы (п. 3). Учащиеся подбирают приме-ры, вступая в игру «Кто последний?» (побеждает сказавший последнее слово): укольчик — пальчик — тюлька — боль-ше — сколько — пальба — зеркальце — угольщик...

 

5. Наблюдения над правописанием группы слов в рамочке на с. 140 (в таблице — п. 2), а также над словами: борьба, горь-ко, кутерьма, зорька, Петька, просьба, свадьба, серьга, усадь-ба, ведьма, ходьба, деревенька, нянька, ступенька, седенький, бедненький, узенький, тесьма, но: колоколенка, вишенка, нян-чить, клянчить, барабанщик, женщина и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: