IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. V. Подведение итогов урока

Упражнение 306.

 

V. Подведение итогов урока.

 

Учитель помогает учащимся сформулировать, какая позиция для парных по мягкости-твёрдости согласных является силь-ной, какая — слабой. Эти сведения заносятся в таблицу, кото-рую учащиеся составляли на уроке 69.

 

Звуки Сильная позиция Слабая позиция
     
Парные по мяг- Перед гласными, твёрдыми Перед мягкими
кости-твёрдости согласными и на конце слов; согласными
согласные звуки [л] и [л’] всегда в силь-  
  ной позиции  
     

 

VI. Домашнее задание. Подготовить устное научное сообще-ние по составленным таблицам; упр. 307.

 

Урок 78. Двойная роль букв е, ё, ю, я (§ 61)

 

Цели урока: научить различать звуковое значение букв е, ё, ю,я в разных фонетических позициях, определять количество звукови букв в словах; совершенствовать умение транскрибировать слова; закрепить орфографические навыки; развивать навыки соблюдения орфоэпических норм.

 

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный ин-терес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познава-тельные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Обобщение и система-тизация наблюдений. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая пятиминутка. Актуализация темы урока.

Школьник Петя написал такие слова: ёд, Емен, ёга, маёр,

раён, маёнез. Какие он совершил ошибки и почему? Как пра-


вильно пишутся эти слова? Какая буква пропала при ошибоч-ном написании?

 

Пропала буква й. На эту букву в русском языке не начинают-ся слова, поэтому она бывает в начале слов крайне редко, при-чём только в словах иноязычного происхождения. Не пишется эта буква и перед гласными, поэтому школьник и не употребил её в трёх последних словах также иноязычного происхождения. Таким образом, школьник соблюдал правила русской графики, но они в этих словах не работают. Правописание этих слов надо запомнить: йод, Йемен, йога, майор, район, майонез.

 

Итак, в русском языке есть такой звук, который на письме прячется в гласные буквы. А специальная буква й, которая имеется в алфавите для его обозначения на письме (учащиеся говорят, какая она по счёту в алфавите), употребляется только после гласных в конце слова (лай, Кай, узнай, давай, другой) или перед согласными (лайка, кайма, Незнайка).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: