Упражнение 306.
V. Подведение итогов урока.
Учитель помогает учащимся сформулировать, какая позиция для парных по мягкости-твёрдости согласных является силь-ной, какая — слабой. Эти сведения заносятся в таблицу, кото-рую учащиеся составляли на уроке 69.
Звуки | Сильная позиция | Слабая позиция |
Парные по мяг- | Перед гласными, твёрдыми | Перед мягкими |
кости-твёрдости | согласными и на конце слов; | согласными |
согласные | звуки [л] и [л’] всегда в силь- | |
ной позиции | ||
VI. Домашнее задание. Подготовить устное научное сообще-ние по составленным таблицам; упр. 307.
Урок 78. Двойная роль букв е, ё, ю, я (§ 61)
Цели урока: научить различать звуковое значение букв е, ё, ю,я в разных фонетических позициях, определять количество звукови букв в словах; совершенствовать умение транскрибировать слова; закрепить орфографические навыки; развивать навыки соблюдения орфоэпических норм.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный ин-терес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познава-тельные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Обобщение и система-тизация наблюдений. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
|
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая пятиминутка. Актуализация темы урока.
Школьник Петя написал такие слова: ёд, Емен, ёга, маёр,
раён, маёнез. Какие он совершил ошибки и почему? Как пра-
вильно пишутся эти слова? Какая буква пропала при ошибоч-ном написании?
Пропала буква й. На эту букву в русском языке не начинают-ся слова, поэтому она бывает в начале слов крайне редко, при-чём только в словах иноязычного происхождения. Не пишется эта буква и перед гласными, поэтому школьник и не употребил её в трёх последних словах также иноязычного происхождения. Таким образом, школьник соблюдал правила русской графики, но они в этих словах не работают. Правописание этих слов надо запомнить: йод, Йемен, йога, майор, район, майонез.
Итак, в русском языке есть такой звук, который на письме прячется в гласные буквы. А специальная буква й, которая имеется в алфавите для его обозначения на письме (учащиеся говорят, какая она по счёту в алфавите), употребляется только после гласных в конце слова (лай, Кай, узнай, давай, другой) или перед согласными (лайка, кайма, Незнайка).