III. Изучение нового материала. 1. Под руководством учителя учащиеся (с различной степе-нью самостоятельности в зависимости от уровня подготовки класса) осваивают теоретический материал

 

1. Под руководством учителя учащиеся (с различной степе-нью самостоятельности в зависимости от уровня подготовки класса) осваивают теоретический материал, имеющийся в учеб-нике (с. 153—154), фиксируют основные сведения в обобщён-ном виде, сопровождают их примерами из упр. 338, 339.

 

Однозначные слова   Многозначные слова
     
Ѕ   Ѕ
Ї   Ї
одно лексическое значение:   два, три и более лексических
айсберг, изморозь,   значения:
ретивый,   свирепый (3),
шарада, кроссворд   коралловый (2), земля (4)
    Ѕ
    Ї
    сходство:
    по форме: шляпка: гребень
    по характеру действия: бара-
    банить, варить

 

2. К материалам упр. 341 желательно добавить несколько словосочетаний: свежее дыхание, свежий хлеб, свежая капу-ста, свежие силы, свежий румянец, свежие воспоминания, свежие новости, а также слова для справок: недавно приго-товленный; натуральный, не подвергнутый обработке; об-новлённый; здоровый; отчётливый, хорошо сохранившийся; недавно появившийся.

 

3. Упр. 342: выразительное чтение стихотворения, определе-ние, сколько лексических значений слова хвост упоминается

 

в нём.

Учитель может дополнить материал такими примерами:

 

Я оказался в самом хвосте очереди; У моей сестры два хво-ста: по математике и по физике. Учащиеся определяют,для какого стиля речи свойственно употребление слова хвост

в таких значениях. (Для разговорного стиля.)

 

4. Работа со словарём: учащиеся находят однозначные и многозначные слова (можно в группах, предложив каждой подобрать слова определённой части речи), придумывают свои примеры с данными словами.

 

5. Обыгрывание многозначности в стихотворениях А. Шиба-ева, Л. Мартынова (упр. 343, 344).

 

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Межгрупповое соревнование: какая группа за отведённое время составит больше словосочетаний (или коротких предло-жений) со словами, употребив их в разных значениях. Значе-


ния в словосочетаниях одной группы не должны повторяться: острый (у слова 10 значений), пустой (7), лицо (6), тянуть (25),

мягкий (10), нос (6).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: