III. Изучение нового материала. 1. Сбор материала для освоения нового понятия

1. Сбор материала для освоения нового понятия.

 

Анализ словарной статьи прилагательного «свирепый» (с. 182), с которым учащиеся работали на предыдущем уроке: расшифровка пометы перен.


Помета — применяемый в словарях способ краткой характеристикислова, выраженный принятым сокращением соответствующего термина.

Перен. — переносное значение.

 

Учащиеся находят на этой же и соседней страницах слова-ря слова с такой же пометой: седой, серебряный, трубить, тушить, увядать, флюгер, хмурый, хрустальный; обращаютвнимание, что в перечне значений переносное стоит на послед-нем месте; выдвигают свои предположения относительно того, почему эти значения называются переносными. Определяют, исходя из темы урока, как называется то значение, у которого нет такой пометы, — прямое.

 

2. Чтение, анализ и запоминание теории на с. 157, 158.

 

3. Упр. 347. Слова записываются в два столбика, последние дополняются следующими сочетаниями (они либо читаются учи-телем, либо выносятся на доску): голая истина; доказать свою точку зрения; сахарные речи; дикий нрав; пёстрый слог; ма-ска равнодушия; западный ветер; каменная глыба; гнать ста-до; дикая мысль; путеводитель по городу; пешка в чужой игре.

 

4. Упр. 348. Выполнение сопровождается выделением орфо-грамм и их комментированием при проверке. Учителю следует учесть, что в современном языке (это отражено и в словаре учеб-ника) значение цвета у прилагательных с первичным смыслом «сделанный из коралла, сапфира, золота и пр.» не рассматри-вается как переносное, хотя именно эти прилагательные в дан-ном тексте используются в качестве выразительных средств.

 

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упр. 350, 351. На основе данных упражнений учитель мо-жет познакомить учащихся с понятием метафоры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: