II. Контрольный словарный диктант

Парашют, распространённый, восклицательный, теннис, баскетбол, пожалуйста, здравствуйте, интересоваться, по-вествование, кириллица, алфавит, барабанщик, скворечник, шоссе, документ, километр, почерк, ароматный, кроссворд, коралловый (20 слов).

 

III. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения А. Барто (с. 159), ответ на сформу-лированные в учебнике вопросы (с. 160).

 

2. Анализ и переработка теоретических сведений учебни-ка (с. 160), запись в тетради-справочнике по модели: Омони-мыэто...

 

Учитель дополнительно может рассказать о происхожде-нии этого термина: от греч. homos — одинаковый и onyma — имя.

 

3. Учащиеся осваивают особенности обозначения омонимов

в толковом словаре, находят примеры таких слов.

— Почему слово вал написано в словаре три раза?

 

— Это слово многозначное? (Поскольку слов не одно, а три, то и ответ будет соответствующим: каждое из трёх слов вал од-нозначно.)

 

Учитель должен учесть, что представленные в словаре сведе-ния о слове вал не совсем точны: первые два значения слова

 

в словарях современного русского языка расцениваются как значения многозначного слова. В то же время в русском языке действительно три слова вал. Последнее из них — это вал — об-щий объём продукции. От этого слова происходит прилагатель-ное валовой. В сильном классе можно предложить переработать данный в словаре учебника материал.

 

4. Выполнение упр. 354, 355 сопровождается лексическим, орфографическим и орфоэпическим комментарием.

 

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Выполнение упр. 357 в сильном классе можно сопро-водить информацией о том, что есть понятие частичной (не-полной) омонимии. Встретившиеся в данном упражнении и совпавшие в одной из форм слова называют омоформами (одинаковые формы). Кроме того, в языке есть омофоны — со-впадающие в звучании, но различающиеся в написании слова (пруд — прут, съезд — съест), а также омографы, которые со-впадают в написании, а произносятся по-разному (замок — за-мок; нападать — нападать).


Запомним: омонимами называются слова, которые специ-альным образом обозначены в словаре. Самое большое число омонимов в русском языке среди существительных.

 

2. Упр. 358. Дополнительно учащиеся отвечают на вопрос: «С какой целью писатели используют омонимы?»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: