1. Учитель проецирует на доску статью из толкового словаря: Синоним, -а, м. (от греч. synonymos — одноимённый). В язы-кознании слово, совпадающее или близкое по значению с дру-
гим, например путь и дорога, смелый и храбрый, пылать и по-лыхать. Словарь синонимов.
Учащиеся комментируют содержание словарной статьи, на-зывают лексическое и грамматическое значение слова, выявля-ют, сколько у слова значений, есть ли у него омонимы, анали-зируют примеры.
2. Самостоятельная (или под руководством учителя, в за-висимости от подготовки класса) работа над материалами учебника (с. 161—162), составление плана рассказа о си-нонимах, запись в тетрадь-справочник определения по-нятия синонимы, подготовка выразительного чтения сти-хотворения С. Я. Маршака (с рекомендацией учащимся несколько раз проговорить трудные слова, встретившиеся в стихах).
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы:
— Чем отличаются друг от друга слова бегемот и гиппопо-там? (Употребляются в разных сферах, стилях речи.)
— Чем отличаются друг от друга слова бежать и мчаться? (Мчаться имеет дополнительный оттенок.)
Учащиеся в тетради-справочнике составляют таблицу-вывод
о смысловых и стилистических различиях синонимов с исполь-зованием данных примеров.
3. Тренировочные упражнения: упр. 359—362. Работа со-провождается устным лексическим комментарием, а также синтаксическим и пунктуационным анализом составленных по заданиям к упражнениям примеров. Особое внимание уде-ляется характеристике различий, которые есть у синонимов в упражнениях (учащиеся используют таблицу, составленную в тетради-справочнике, дополняя её новыми примерами).