II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока. Учащиеся выбирают существительные, определяют их род

Учащиеся выбирают существительные, определяют их род

и число, образуют форму другого числа. От какого существи-тельного сделать это невозможно? (Повидло.) Вывод: в русском языке есть существительные, у которых может быть форма только одного числа.

 

III. Работа по теме урока.

 

1. Работа с упр. 508, материалами для наблюдения и теоре-тическими сведениями (с. 58).

 

2. Учитель сообщает об основных лексических группах су-ществительных, у которых есть форма только множественного числа, учащиеся составляют таблицу, наполняя её примерами, используют упр. 509.

 

1. Парные или состоящие из Ножницы, очки, ворота, кавычки,
нескольких частей предметы сани, вожжи, грабли, плоскогубцы,
    оглобли
     
2. Вещества, материалы Щи, белила, отруби, чернила, дрож-
    жи, духи
     
3. Действия, игры, обряды Горелки, жмурки, побои, проводы,
    выборы
     
4. Отрезок времени Сутки, каникулы, будни
     
5. Географические, астроно- Курилы, Афины, Пиренеи, Великие
мические названия Луки, Весы, Близнецы, Гончие Псы
     
6. Множественная совокуп- Шахматы, кудри, джунгли, мемуа-
ность, собирательность ры, консервы, бусы, макароны
     

 

3. Упр. 510, 511. Слова, имеющие только форму множествен-ного числа, заносятся в таблицу, для закрепления орфоэпиче-ской нормы они несколько раз проговариваются, записываются

 

в словари, устно (или письменно, можно по определённым схе-мам) с ними составляются предложения.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель читает определение слов, учащиеся записывают их

 

в составе словосочетаний. Условие: ответы — это слова, име-ющие форму только множественного числа: 1) крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена (дровни); 2) обсуж-дение какого-либо спорного вопроса (дебаты); 3) мелкие ча-стицы, образующиеся при обработке материала (опилки); 4) горы в Западной Европе (Альпы); 5) короткие летние брю-ки (шорты); 6) грязная вода с пищевыми отходами после мы-тья посуды (помои); 7) узкие, плотно облегающие хлопчато-бумажные брюки (джинсы); 8) состязания верховых лошадей (скачки); 9) воспитательное учреждение для детей до 3 лет (ясли); 10) на этом сооружении любят кататься дети (ка-чели); 11) музыкальный инструмент Садко (гусли); 12) бо-гатый, большой дом (хоромы).

 


V. Подведение итогов урока. Вопросы формулируют уча-щиеся.

 

VI. Домашнее задание. Упр. 512 (записать весь текст с заго-ловком).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: