Учащиеся выбирают существительные, определяют их род
и число, образуют форму другого числа. От какого существи-тельного сделать это невозможно? (Повидло.) Вывод: в русском языке есть существительные, у которых может быть форма только одного числа.
III. Работа по теме урока.
1. Работа с упр. 508, материалами для наблюдения и теоре-тическими сведениями (с. 58).
2. Учитель сообщает об основных лексических группах су-ществительных, у которых есть форма только множественного числа, учащиеся составляют таблицу, наполняя её примерами, используют упр. 509.
1. | Парные или состоящие из | Ножницы, очки, ворота, кавычки, |
нескольких частей предметы | сани, вожжи, грабли, плоскогубцы, | |
оглобли | ||
2. | Вещества, материалы | Щи, белила, отруби, чернила, дрож- |
жи, духи | ||
3. | Действия, игры, обряды | Горелки, жмурки, побои, проводы, |
выборы | ||
4. | Отрезок времени | Сутки, каникулы, будни |
5. | Географические, астроно- | Курилы, Афины, Пиренеи, Великие |
мические названия | Луки, Весы, Близнецы, Гончие Псы | |
6. | Множественная совокуп- | Шахматы, кудри, джунгли, мемуа- |
ность, собирательность | ры, консервы, бусы, макароны | |
|
|
3. Упр. 510, 511. Слова, имеющие только форму множествен-ного числа, заносятся в таблицу, для закрепления орфоэпиче-ской нормы они несколько раз проговариваются, записываются
в словари, устно (или письменно, можно по определённым схе-мам) с ними составляются предложения.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель читает определение слов, учащиеся записывают их
в составе словосочетаний. Условие: ответы — это слова, име-ющие форму только множественного числа: 1) крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена (дровни); 2) обсуж-дение какого-либо спорного вопроса (дебаты); 3) мелкие ча-стицы, образующиеся при обработке материала (опилки); 4) горы в Западной Европе (Альпы); 5) короткие летние брю-ки (шорты); 6) грязная вода с пищевыми отходами после мы-тья посуды (помои); 7) узкие, плотно облегающие хлопчато-бумажные брюки (джинсы); 8) состязания верховых лошадей (скачки); 9) воспитательное учреждение для детей до 3 лет (ясли); 10) на этом сооружении любят кататься дети (ка-чели); 11) музыкальный инструмент Садко (гусли); 12) бо-гатый, большой дом (хоромы).
V. Подведение итогов урока. Вопросы формулируют уча-щиеся.
VI. Домашнее задание. Упр. 512 (записать весь текст с заго-ловком).